При словах `К нам едет налоговый инспектор!..` во многих фирмах можно наблюдать сцены, достойные гоголевского `Ревизора`. Все привыкли: налоговики что-нибудь найдут, раскопают, `накрутят` штрафные санкции.
Нередко после подобных проверок финансовые дела компаний приходят в упадок. Иначе говоря, фирма на длительный период теряет платежеспособность, попадая в разряд хронических должников.
Последние годы отчетливо показали, что ставка лишь на жесткий налоговый прессинг малоперспективна. Тогда стали испытывать механизмы более гибкого и эффективного взаимодействия с компаниями по выполнению обязательств перед бюджетом. При этом налоговый климат, в частности, в таком крупном субъекте РФ, как Ленинградская область, стал не то чтобы чересчур мягким, но более благоприятным.
`Казнить нельзя помиловать`
Никогда не следует торопиться `ставить запятую` там, где она может погубить предприятие, оказавшееся в сложной экономической ситуации. Надо дать налогоплательщику шанс, активно с ним поработать, стремясь увязать интересы территориального бюджета и конкретной компании.
Судя по тому, что рассказывает заместитель председателя комитета финансов Ленинградской области Ян Новиков, здесь так и поступают. Есть распоряжение губернатора Валерия Сердюкова, в соответствии с которым ежеквартально утверждается план мобилизации поступлений в доходную часть бюджета Ленобласти.
Звучит чуть ли не по-военному, а по сути все достаточно мирно. Соответствующие комитеты администрации постоянно работают с предприятиями по отраслям, оказывая им, если нужно, содействие и обеспечивая своевременное поступление налоговых средств в бюджет.
Результат - налицо. Во II квартале 2002 года план мобилизации поступлений был перевыполнен на 11,1%, что означает для областной `казны` дополнительное привлечение 238 млн руб. При этом удалось избежать драконовских мер.
В контексте сложной и кропотливой работы ищут принципиально новые, перспективные пути взаимодействия с налогоплательщиками из числа юридических лиц. Примером может служить соглашение о взаимодействии между Октябрьской железной дорогой и правительством области на 2002 год.
Известно, что ОЖД несет серьезные убытки при перевозке пассажиров в пригородных поездах. По прогнозам, только в части, касающейся Ленобласти, они превысят за год 128 млн руб. И ничего тут не поделаешь, поскольку речь идет о социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей, других льготных категорий граждан. В то же время ОЖД немало средств задолжала в бюджет области.
Учитывая эти обстоятельства, стороны нашли разумное решение. Еще в начале года губернатор области подписал постановление о реструктуризации задолженности организаций железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед областным бюджетом.
В соответствии с ним был выработан механизм соглашения между ОЖД и правительством области: железная дорога возвращает бюджету 92 млн руб., а администрация, в свою очередь, направляет эти средства на приобретение электропоезда, реконструкцию железнодорожных вокзалов в Кингисеппе и Выборге, проектно-изыскательские работы на станции Лужская.
- В конечном счете мы могли бы получить эти налоги обычным путем, - комментирует зампредседателя комитета финансов Ленобласти Я. Новиков. - Но достигнутое соглашение, с одной стороны, обязало дорогу регулярно направлять текущие платежи в бюджет, а с другой - позволило решить сразу несколько проблем развития и реконструкции магистрали в интересах жителей области.
Приманка для инвестиций
Можно сколько угодно говорить об экономической привлекательности области и все же не зацепить на крючок инвесторов. Нужна такая наживка, чтобы рыба клюнула. А будет хороший клев - будет и богатая уха!
Финансисты не очень любят упоминаний о налоговых льготах. Но от очевидного факта не уйдешь: именно эти льготы вкупе с другими преимуществами (выгодное географическое положение, транспортные узлы, близость к мегаполису) привлекают в Ленобласть серьезный бизнес - от `Катерпиллара` в Тосно до `Форда` во Всеволожске.
Роль зеленого сигнала светофора сыграл закон `Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области`, предусматривающий режим льготного налогообложения и субсидии предприятиям-инвесторам.
Проследим динамику цифр: в 2000 году был заключен 21 договор с партнерами области об осуществлении инвестиционной деятельности, а в прошлом - подписано уже 30 договоров! Есть все основания рассчитывать, что в нынешнем году этот показатель будет превзойден.
Один из недавних примеров - соглашение администрации о сотрудничестве с холдингом `Еврохим`. Как следствие, входящая в его состав `Промышленная группа `Фосфорит` теперь получит существенные налоговые послабления, а холдинг в обмен на льготы инвестирует в развитие предприятия около $6 млн.
В целом в 2001 году предприятия-инвесторы получили льготы, оцениваемые в сотни миллионов рублей. Кроме того, им были предоставлены субвенции из областного бюджета в счет уплаты налога на пользователей автодорог в сумме 14,2 млн руб.
А результат? Отмечая свое 75-летие, область удивила страну темпами ввода новых промышленных и транспортных объектов.
Не все, конечно, идет, как по маслу. Предполагаемое изъятие табачных акцизов из местного в федеральный бюджет может, например, нарушить баланс финансовых отношений правительства Ленобласти и компании `Филип Моррис Ижора`. Когда центр принимает такие волевые решения, то неплохо бы просчитать и их возможные последствия. Речь ведь идет не о простом перекладывании миллиардных сумм из одного кармана в другой, а о влиянии финансового передела на региональный бюджет, налоговый климат, на доверительные отношения территориальных органов управления и инвесторов.
От всего этого просто так не отмахнешься. Особенно если иметь в виду не только позитивные сегодняшние реалии, но и четкую перспективу на завтра.
|