Первый замминистра экономического развития и торговли РФ И. Матеров считает, что вступление России в ВТО может состояться только когда оно принесет взаимную выгоду России, Европейскому союзу и всем непосредственным участникам процесса торговли. Причем отношения эти должны основываться на четких правилах
Непродуманное вступление в ВТО чревато для отечественного машиностроения серьезными экономическими последствиями. На период подготовки к вступлению в ВТО государство должно проводить протекционистскую политику по отношению к российскому машиностроению. Если этого не произойдет, то через 5-7 лет мы уйдем с внешнего рынка.
А в Международном союзе металлургов считают, что обеспечить нормальную внешнюю торговлю металлопродукцией после вступления страны в ВТО возможно за счет решения комплекса вопросов: получение гарантий против применения иностранными государствами дискриминационных торгово-политических мер в отношении экспорта российской стали; сохранение возможности тарифной защиты при импорте и экспорте черных металлов и изделий из них.
Россия заинтересована в привлечении иностранных средств и в прекращении оттока национальных инвестиций. Сейчас уровень инвестиций составляет лишь 20% от уровня 1989 года! Россия привлекает меньше средств, чем любая страна Центральной и Восточной Европы. Вступая в ВТО, Россия подтвердит потенциальным инвесторам заинтересованность играть свою роль в глобальной экономике на основе стабильных и предсказуемых правил.
Учитывая отсталость целого ряда секторов российской экономики, их неготовность к жесткой конкуренции на внешнем и внутреннем рынках, форсированное вступление России в ВТО негативно отразится на развитии отечественной экономики в целом, а также отрицательно скажется на экономике отдельных областей и республик.
Задача состоит в том, чтобы при переговорах с ВТО добиться таких условий, которые в максимальной степени сохраняли бы за Россией возможности прогрессивной перестройки структуры и модернизации национальной экономики, и с другой стороны - чтобы безотлагательно приступить к выработке практических мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Вступление в ВТО требует внести существенные изменения в российское законодательство - его нужно привести в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это будет способствовать открытости внешнеторгового режима России.
При разработке стратегии присоединения к ВТО приоритетными должны стать следующие направления:
- реструктуризация конкурентоспособных отраслей промышленности и разработка методов защиты их интересов;
- анализ последствий вступления в ВТО для различных регионов, определение тех из них, которые в максимальной степени пострадают от либерализации внешнеэкономических отношений;
- учет интересов стран Содружества при вступлении в мировую торговую систему на основе проведения межотраслевого анализа возможных экономических последствий присоединения этих стран к ВТО;
- активная поддержка экспортной стратегии, опирающейся на высокие технологии и интеллектуальный потенциал общества;
- изучение проблемы реабилитации трудовых ресурсов и их подготовка к новым требованиям;
- сохранение равновесия между степенью открытости экономик стран СНГ и национальной экономической безопасностью;
- приведение законодательной базы в соответствие с нормами и правилами ВТО, обеспечивающими расширение доступа товаров и услуг на внешний рынок, защиту внутреннего рынка (тарифные меры, количественные ограничения, лицензирование, антидемпинговые и компенсационные меры).
В 2002-2003 гг. пройдут согласование условий присоединения России с членами ВТО и подготовительная работа внутри страны. Поскольку вопросы присоединения к ВТО затрагивают интересы всего российского общества, необходимо больше информировать общественность о ходе переговоров и их содержании.
|