В России протяженность дорог, использующихся на платной основе, не превышает 0,5% от общей автодорожной сети страны. Два с половиной месяца назад к платным участкам дорог в Липецкой области и на трассах Москва-Воронеж и Москва-Кашира добавились платные дороги Псковщины.
К использованию на платной основе отдельных участков дорог территориального подчинения с наиболее оживленным движением подтолкнуло расположение Псковской области (она граничит с Эстонией, Латвией и Белоруссией).
По протяженности автосети область занимает 20-е место в России, по финансированию на один километр этой сети - 81-е. Цифры, заложенные в бюджете Территориального дорожного комитета Псковской области, отстают от реальных потребностей. Впервые за несколько лет на ремонт территориальной сети области в 2002 году не выделено ни рубля.
Между тем грузопоток через 11 автомобильных таможенных пунктов пропуска области в последние годы увеличивается, ежегодно российскую границу пересекают около 300 тыс. тяжелых грузовиков.
Только три таможенных автоперехода находятся на федеральных трассах (Москва-Балтия, Петербург-Киев и Псков-Рига), остальные восемь расположены на дорогах областного подчинения. За проезд к трем из этих восьми с 1 марта 2002 года нужно платить.
Общая протяженность платных участков псковских дорог - 150 км. Ожидается, что введение платы за проезд принесет бюджету Псковской области 50 млн руб. уже в этом году. Всего же, для того чтобы привести эти дороги в соответствие с ГОСТом, требуется более 600 млн руб. в ценах 2001 года.
Если расчеты специалистов верны, то через несколько лет пересекающие российскую границу на таможенных постах Куничина Гора, Убылинка и Долосцы будут въезжать в нашу страну по хорошему покрытию шириной 8-9 метров с барьерными ограждениями, объектами сервиса и местами отдыха.
Пока же псковские платные участки вызывают у перевозчиков, мягко говоря, удивление. Им привычнее платить деньги за качество, которое есть, а не будет в абстрактном будущем.
Решение в отношении автодорог, находящихся в собственности субъекта РФ, принимается органом исполнительной власти этого субъекта. Постановление `О порядке организации использования автомобильных дорог на платной основе` принято администрацией Псковской области в соответствии с Указом Президента РФ N 728 от 27.07.98 `О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в РФ` и постановлением Правительства РФ N 973 от 27.08.99.
Согласно этим документам к платным автомобильным дорогам могут быть отнесены дороги, находящиеся в стадии незавершенного строительства, реконструкции, строительство которых только начинается, и вновь построенные. Понятно, что псковские платные дороги находятся `в стадии реконструкции и ремонта`.
Оценить, за что платили от 100 руб. до 700 руб. (размер платы зависит от вида и грузоподъемности машины), проезжающие через Псковскую область смогут через 3-4 года: такой срок, по подсчетам, необходим для завершения работ.
На вопрос, сколько денег собрано за два с половиной месяца, в Территориальном дорожном комитете Псковской области, не назвав конкретную цифру, заверили, что `сумма, собранная с начала открытия платных дорог, позволяет надеяться на выполнение установленного задания по сбору средств`.
Как бы то ни было, цель преследуется благая, и взимание платы за пусть даже будущее качество может найти понимание и у избалованных хорошими дорогами перевозчиков. Но непременным условием введения в эксплуатацию дорог на платной основе является наличие альтернативного бесплатного проезда. Это условие не соблюдено. Конечно, в постановлении администрации области N 72 от 27 февраля 2002 года наряду с определением платных участков и тарифами указаны альтернативные пути, но во всех ли случаях есть у водителя выбор?
Пользователи автомобильных дорог на пути своего следования должны получить через специальные указатели информацию о наличии платной автомобильной дороги с указанием пути возможного объезда по бесплатной автомобильной дороге общего пользования.
Въезжающих в Россию через таможенный переход `Куничина Гора` пункт взимания платы встречает сразу (!) за пограничным постом, водитель видит шлагбаум раньше, чем ближайшую развилку и какие-либо указатели.
По словам председателя Территориального дорожного комитета Псковской области Ю. Рачеева, МИД Эстонии и Латвии проинформированы об открытии платных дорог на территории Псковской области в приграничных районах. Однако водителям от этого не легче: их-то никто не проинформировал.
По словам перевозчиков, на эстонской стороне до границы с Россией указателей нет. Если вы уже попадались на эту удочку, то в следующий раз поедете через `Шумилкино`, ну а если нет - вас ждет сюрприз. Вы минуете таможенный и приграничный посты и только тогда узнаете, что вам предлагают заплатить, чтобы выехать за шлагбаум. При этом возможность свернуть на бесплатную дорогу у вас появится лишь за шлагбаумом. Словом, колхоз - дело добровольное: хочешь - вступай, не хочешь - корову отнимем...
Что касается таможни, то кардинальных перемен платные дороги таможенникам не принесли, хотя перераспределение транспортных потоков, естественно, произошло. Конечно, увеличилась загруженность инспекторских составов таможенных постов, дороги к которым остались бесплатными.
Но и тем постам, от которых новшество отпугнуло значительную часть участников внешнеэкономической деятельности, особенно радоваться нечему. Товаропоток и, следовательно, денежный оборот - дело государственное, каждая возникающая на границе проблема бьет в конечном итоге не только по отдельному посту или области.
Дороги, за которые нестыдно перед заморскими гостями, дело, что и говорить, достойное. Нужно только всем приспособиться на время их реконструкции...
|