Петербург потерял свой статус самого трамвайного города Европы. Последние крупномасштабные снятия путей на Васильевском острове и Петроградской стороне поставили его в один ряд со всеми остальными
Впрочем, перспектива быть самыми-самыми сегодня у нас уже мало кого прельщает. И правильно. Важнее ведь не количество, а качество. Но именно к качеству трамвайных (равно как автобусных и троллейбусных) перевозок масса нареканий со стороны как специалистов, так и горожан.
Претензии к трамваю все те же: старый, шумный, разрушает все вокруг вибрацией и блуждающими токами. Поэтому в центре Петербурга его использовать нельзя: рассыплется мировая жемчужина по кирпичику. Зато на окраинах, в спальных районах, он хорош: провозная способность трамвая намного выше, чем у автобуса, троллейбуса. А дома современной постройки ни вибрация, ни токи эти зловредные, видимо, не берут.
Специалисты, правда, считают, что блуждающие токи могут появиться лишь в том случае, если стыки между рельсами плохо закреплены. А когда пути укладывают на бетонную подушку, где используют еще и резиновое покрытие, то их существование невозможно.
Не буду спорить: трамвай в том виде, в каком он сегодня курсирует по городу, не нужен. Однако это не означает, что он не нужен вообще. Во всем мире трамвай возвращают на городские улицы. В Берлине, например, он появился даже на пешеходной улице возле Александер-плац. А мы - снимаем.
Однако в Петербурге есть обнадеживающие примеры: на Литейном проспекте, Садовой улице и еще по нескольким адресам трамвайные пути уложили по такой технологии, что даже старые отечественные трамваи теперь ездят неслышно. И что интересно: разница в стоимости между снятием путей и их ремонтом всего лишь 25%. Почему власти первое предпочитают второму?
Передумала администрация полностью лишать трамвая и Васильевский остров. На Среднем проспекте и 1-й линии его внезапно решили оставить. Почему стали убирать и отчего передумали - горожане так толком и не поняли. Наверное, поэтому начали рождаться слухи и легенды. Например, что бывшая учительница президента Путина живет на Васильевском острове и любит этот вид транспорта. Благодаря ей якобы на острове оставили немного рельсов...
Недавно Комитет по транспорту администрации Петербурга вроде бы решил перенести свое благосклонное внимание с автобусного на электротранспорт. Начиная с будущего года город будто бы будет развивать именно его. Правда, перемены коснутся не трамваев, а троллейбусов, парк которых на три четверти требует списания.
Казалось бы, благое дело, но ликовать не хочется. Генеральный план развития города до сих пор не утвержден. Каковы будут потребности Петербурга в пассажирском транспорте через три, пять, десять лет, пока никто не знает. Да что потом, мы и сегодня не владеем реальной ситуацией в городе. Проводимые обследования пассажиропотоков фрагментарны, комплексных исследований не было, наверное, уже лет двадцать.
Давайте все-таки дружить с экономикой и планированием. Разберемся сначала, когда, какого и сколько городского транспорта Петербургу нужно. И тогда будем решать, что снимать, что восстанавливать, а что создавать заново.
|