Председатель Архангельского областного собрания депутатов Виталий Фортыгин считает, что 2002 год стал годом перехода местного законодательства в новое качество. Создаются такие условия, которые должны помогать развиваться самым разным предприятиям всех форм собственности. В том числе - малого бизнеса
Такая политика вырабатывалась для того, чтобы компенсировать потери, которые возможны, если все-таки в лесной отрасли разразится кризис. Напомним, что лесопромышленный комплекс - один из основных кормильцев Архангельской области. В связи с этим законодатели ищут пути стимулирования развития всех видов предпринимательской активности.
И это приносит свои плоды. Прежде всего развиваются малые предприятия в сфере торговли и общепита. Если раньше кафе ориентировались в основном на `разливочные` услуги, то теперь конкуренция заставляет преобразовывать старые общепитовские точки в современные предприятия, рассчитанные на качественный сервис.
Такая метаморфоза произошла, например, недавно с пиццерией на ул. Чумбаровке: заведение, открытое пять лет назад, недавно преобразилось. Здесь проведена комплексная модернизация. Улучшилось не только меню, но и уровень обслуживания посетителей. Аналогичное превращение происходит сейчас с кафе `Теща`...
Причем наиболее успешные малые предприятия в последние два года активно превращаются в группы компаний. На их основе вырастают фирмы, обороты которых сопоставимы с оборотами северных заводов. Например, когда-то скромное частное предприятие Василия Денисова сегодня переросло в торговую сеть, где около 500 человек персонала. Эта сеть из 70 небольших магазинов охватывает теперь целый ряд районов области.
В. Денисов считает, что торговать в глубинке надо иначе, чем в крупных городах. В деревне содержать большой магазин нерентабельно. Однако в нем должен быть такой ассортимент, который в первую очередь необходим рядовым сельчанам. Причем если правильно наладить оптовые поставки в деревенские магазины, то там товары будут продаваться с минимальной наценкой. Даже те, что доставляют в Архангельскую область из Москвы и Петербурга.
Вслед за магазинами В. Денисов стал развивать и сопутствующий бизнес - обзавелся небольшим цехом с тремя пилорамами. Сейчас там выпускают доски и брус, а в перспективе планируют углубленную переработку древесины - производство евровагонки, полов и клееных щитов. Спрос заставил в одном из райцентров открыть небольшую хлебопекарню и цех по розливу безалкогольных напитков.
Предприниматель считает, что ЧП в отдаленных российских районах может со временем превратиться в торговую марку, которая может стимулировать деловую активность в глубинке, где сейчас очень сильно ощущение безнадежности от неверия в то, что и в деревне можно наладить нормальную жизнь...
Еще одно интенсивно развивающееся направление малого бизнеса в Архангельской области - туризм. Причем не только выездной, но и внутренний. Здесь успешно действует несколько небольших турфирм, помогающих эффективнее использовать ту инфраструктуру для отдыха на русском Севере, которая появилась при попечительстве местных властей.
|