Известна фраза `Упаси нас Бог жить во время перемен`. Аналог реформам можно найти, например, в технике в электротехническом переходном процессе. После какого-то стабильного уровня начинаются резкие колебания до тех пор, пока система не найдет новое равновесное состояние. Попробуем оценить, насколько резки колебания, и к какому уровню подходит Россия в экономической области и, в частности, в сфере инвестиций?
Фондовый рынок является частью инвестиционного процесса, поэтому он рассматривается не как средство раздела собственности, а как средство привлечения инвестиций.
Кредитный рейтинг международных агентств означает степень риска при инвестировании. Пятого декабря Standard & Poor`s объявило об очередном повышении суверенного рейтинга России. Следующая ступень по этой шкале -это уже рейтинг инвестиционного класса.
Вхождение в этот класс означает приток иностранных инвестиций со стороны наиболее консервативных инвесторов, в том числе таких масштабных, как негосударственные пенсионные фонды. Предполагается преодоление этой ступени в середине следующего года, после того как Россия выплатит международным кредиторам $17 млрд из общей суммы долга в $124 млрд. В качестве примера теперь модно приводить Китай, у которого рейтинг инвестиционного класса - ВВВ (у России - ВВ, у США, вернее у стран ведущей `семерки`, - ААА).
Среди 60 наиболее инвестиционно привлекательных стран Китай оттеснил с 1-го места США. Россия переместилась с 32-го на 17-е, что пока выглядит парадоксально. В списке 500 крупнейших компаний мира, по данным журнала `Fortune`, у Китая 11 компаний, у нас - 2.
Не будем рассматривать положительные факторы и трубить в фанфары, сконцентрируемся на факторах сдерживающих, чтобы ориентироваться в том, куда мы будем двигаться. Это недостатки структурно-экономического характера, для преодоления которых необходимо продолжение реформ банковской сферы, корпоративного управления, судебно-правовой системы, налоговой, а также множество других реформ макроэкономического характера.
Это сохраняющаяся зависимость от колебаний цен на нефть (на нефть и газ приходится 22% ВВП и свыше 50% экспорта). Это слабость политических институтов. Сейчас стабильность связывается с одним конкретным человеком - В. В. Путиным (впрочем, это присуще России).
С макроэкономической точки зрения необходимо отметить реформу энергетических компаний, обратный этому процесс объединения коммуникационных компаний и подходы к реорганизации МПС.
Интересен и региональный аспект проблемы. По данным Standard & Poor`s, Канада и Россия лидируют по количеству случаев повышения рейтинга региональным и местным образованиям: 12 и 6 случаев соответственно из общего числа 25. В частности, 6 декабря до уровня ВВ был повышен рейтинг Петербурга.
Уровень долговой нагрузки в Петербурге - низкий по международным стандартам (менее 30% текущих доходов). С другой стороны, негативное влияние на кредитоспособность города продолжают оказывать последствия реформы межбюджетных отношений, такие как существенное изменение структуры налоговых доходов и механизмов перераспределения финансовой помощи, а также ограничение предсказуемости и гибкости доходов. В числе других значимых рисков - валютный риск и большая потребность в финансировании объектов инфраструктуры.
Газеты уже не пишут о том, что `тысячный киловатт-час чугуна надоили к полудню хлопкоробы Петербурга`. И правительство уже не решает вопросы обеспечения домохозяек стиральным порошком, а такое бывало. Задача правительства - создавать благоприятные условия, в том числе инвестиционный климат, для деловой активности. И именно в таких условиях возможна реализация крупных проектов.
На Северо-Западе можно выделить несколько таких проектов. Это строительство нефтяного терминала в Мурманске и связанное с ним строительство нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Суммарная стоимость проектов (или проекта) - от $1,5 до $4,5 млрд, в зависимости от маршрута нефтепровода.
Отметим также строительство Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря в Европу, а также строительство морских газопроводов-отводов для подачи газа в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Данию. Стоимость этого проекта около $5,7 млрд.
Надо заметить, что это не бюджетные деньги, то есть не деньги рядовых налогоплательщиков, а частный капитал. Эти проекты уже упоминались в разделе `Новости фондового рынка`. Кстати, там же отмечалось, что в Республике Коми открылось движение по первой в России после 1917 года частной железной дороге (для перевозки бокситов).
В основе этих проектов лежат экономические интересы, а не идеология, как это было при строительстве БАМа или в проекте поворота северных рек. Не будем считать прибыль в чужом кармане. Реализация этих проектов создаст десятки тысяч рабочих мест, улучшит инфраструктуру региона.
Кроме того, решаются политические вопросы. Экспорт нефти и газа идет через другие государства. Украина и Белоруссия еще куда ни шло. Но в восточных странах чуть что, хватаются за кинжал.
Транзит нефти, кстати, одна из главных причин войны в Чечне. А Петербург из окна в Европу превратился в форточку. Рядом еще несколько форточек в странах Балтии, и большая часть дохода от морских перевозок российских товаров почему-то попадает туда. Остается напомнить, что реализация крупных проектов возможна только при благоприятном климате в экономике, при переходе ее в стабильное состояние...
|