По данным Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга, за год поступает около 100 жалоб на турфирмы, которые не выполняют условия договоров со своими клиентами. Много это или мало? В масштабах всей туриндустрии, наверное, ситуацию нельзя назвать критической. Однако очень скоро она может измениться, так как недавно Правительство РФ решило заменить обязательную сертификацию туристских услуг на добровольную
В настоящее время новый закон готовят к выходу в свет. В соответствии с ним в структуре обязательной сертификации произойдут некоторые изменения, а именно - контроль за обеспечением гарантий качества будет возложен на сами предприятия туротрасли. Они вправе сами решать, получать сертификат на ту или иную предлагаемую своим клиентам услугу или нет.
Обсуждению этого вопроса был посвящен прошедший в пресс-центре агентства `АБН` `круглый стол`, в котором участвовали представители власти и турбизнеса.
По сути, пересматривается перечень работ и услуг, подлежащих сертификации в соответствии с действующим Законом о защите прав потребителей. Уже отменена обязательная сертификация туристских услуг и услуг по размещению туристов. По мнению специалистов, такая мера вызвана возросшей конкуренцией в отрасли.
Вопросы качества теперь введут в рамки рыночных отношений. Сохранится добровольная сертификация, которая предусматривает сертификацию по показателям безопасности (ГОСТы остаются). Однако отдельные положения Закона о защите прав потребителей все-таки требуют предоставления сертификата. Например, при получении турфирмой лицензии в соответствии с новой редакцией Положения о лицензировании от 03.10.2002 N 731.
Светлана Богданова, замначальника отдела Центра испытаний и сертификации `ТЕСТ - С.-Пе-тербург`:
- В туристской отрасли начинает действовать европейская модель технического регулирования. В Европе практически на все виды продукции и услуг есть директивы. У нас будут введены техрегламенты. Кроме того, турфирмы, выполняющие ряд технических условий (наличие системы качества, добровольная сертификация), смогут, как это принято на Западе, свои услуги маркировать знаком безопасности.
Очевидно, что органы госконтроля обеспокоены грядущими нововведениями. Одно их радует - действующие ГОСТы еще долго не будут отменены, так как на разработку закона о техническом регулировании отводится до семи лет.
Проявить заботу о турфирмах решили в Петербургском фонде развития потребительской и предпринимательской политики, выступив с идеей создания саморегулируемых организаций (СРО). Турфирмам предложили самим определить правила игры на рынке: разработать собственные, более высокие, по сравнению с государственными, качественные характеристики товаров и услуг, создать свои органы контроля. Кстати, в кампанию по организации СРО предложили взять и государственные структуры, занимающиеся сертификацией и контролем, антимонопольные органы.
Михаил Кудрявцев,
исполнительный директор
Петербургского фонда развития потребительской
и предпринимательской политики:
- Мы предлагаем создать такую структуру, которая будет продвигать на рынке коллективные гарантии ответственности турфирмы, фирмы-перевозчика, гостиницы и фирмы, работающей в системе питания. Это позволит повысить уровень договорных отношений и снизить индивидуальные финансовые затраты на рекламу.
Некоторые представители турбизнеса поддержали идею СРО, считая, что сегодня во многих вопросах им действительно не хватает единства. Например, в том, чтобы бороться с фирмами-двойниками, мешающими нормальному ведению бизнеса. Но есть и другое мнение: нет смысла создавать еще одну чиновничью надстройку.
Николай Милоченко, генеральный директор компании `Сити`:
- Мне непонятно, что такое коллективные гарантии качества. Мы работаем на рынке уже 14 лет, создаем свой продукт и отвечаем за него. Если придерживаться элементарной формулы `выполняй обещанное`, тогда не нужны будут сложные механизмы контроля. К сожалению, пока у нас нет должного представления о качественной услуге, как нет и платежеспособного спроса на нее. Все это усложняет ситуацию. Но никакой сертификат не поможет защитить потребителя. Самый отчаянный жулик купит его первым. Я уверен, что искусственные рычаги регулирования делу не помогут.
К сожалению, за спорами о том, как повысить качество услуг, бизнесмены и чиновники забыли о потребителе, то есть о самом туристе. А ведь часто, вернувшись домой, он даже не знает, как потребовать компенсацию за испорченный отдых. Практика показывает, что турфирма почти всегда отказывается ее предоставить.
Приходится идти в суд. Но там выясняется, что Закон о защите прав потребителей защитить не может, так как в нем не оговорена специфика туристских услуг.
К тому же в суде человек не знает, что требовать. Вариант с повторным и безвозмездным оказанием услуг исключен. Самое реальное - просить снизить цену оказанной услуги. Вопрос в том, насколько. Ведь никаких официальных методик такого расчета не существует.
Остается только признать, что отношения между туристом и турфирмой сегодня отрегулированы плохо и Закон об основах туристской деятельности требует серьезных доработок.
|