Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Не упустите шанс поймать круизную жар-птицу - ЭиВ N 49 (436)
ТРАНСПОРТ
Не упустите шанс поймать круизную жар-птицу
No. 49 (436) 16.12.2002
Андрей Лазарев
На мировом рынке морских пассажирских перевозок в ближайшие два года ожидается перераспределение туристических потоков. Часть из них способен притянуть к себе город на Неве...



Причин, которые подталкивают туроператоров к этому, несколько. После сентябрьских терактов в США туристов стало сложнее заманивать в морские круизы. Нужны какие-то новые маркетинговые ходы, дополнительные стимулы, чтобы люди отправились в длительное путешествие.

Самые благоприятные перспективы, с этой точки зрения, имеют балтийские круизы. Это подтверждает динамика развития морских пассажирских перевозок. Позитивно скажется и вступление стран Балтии в Европейский союз. Раньше они привлекали европейских пассажиров беспошлинной торговлей на паромах. Теперь, чтобы сохранить ее, круизные суда должны будут заходить хотя бы в одну страну, не являющуюся членом ЕС...

Создаются все предпосылки развернуть хотя бы часть этих пассажиропотоков в сторону Петербурга. Интерес к нему огромен. Включение города на Неве в программу круиза практически гарантирует заполняемость кают суперкомфортабельного флота.

Такие обстоятельства, по-видимому, приводят администрацию Петербурга в состояние эйфории: кажется, что жар-птица сама летит к ней в руки, а город - самодостаточен для привлечения туристов. Это заблуждение. Если ничего не вкладывать в морскую инфраструктуру сейчас, то можно упустить уникальный шанс превратить круизный бизнес в высокодоходный для города.

Да, туроператоры готовы поставить на балтийские линии дополнительный флот. Однако их очень смущает, что Большой петербургский порт не готов к приему крупных лайнеров. А именно на них сегодня переориентируется основная часть пассажиропотоков по Балтийскому морю.

Крупные суда выгоднее использовать, поэтому сейчас их выпускают все больше. Выигрывает тот туроператор, который находит работу для гигантских лайнеров. И на балтийских маршрутах свет клином не сошелся. Рассматриваются и альтернативные варианты. В первую очередь стремятся повысить привлекательность трансокеанских рейсов.

Туроператорам идут навстречу на Карибских островах, Полинезии и в Австралии. Там укрепляют инфраструктуру морских путешествий и раскручивают туриндустрию с учетом новых требований рынка. Конкурировать с тихоокеанскими трассами северным маршрутам всегда было нелегко: когда в Европе холодает, там наступают мертвые сезоны. Для круизов же на Карибах, Полинезии и в Австралии лето - круглый год...



Пора определить приоритеты

Надо что-то решать, а в Петербурге упорно продолжают спорить, какой из проектов по размещению причалов для приема крупных пассажирских лайнеров лучше. Чиновники в администрации города никак не могут определить приоритеты развития.

Одни считают, что самый оптимальный вариант решения проблемы - реконструкция `Морского вокзала` с расширением причальной стенки на Васильевском острове. При этом предполагается перенести производства ОАО `Севкабель` и ОАО `Кожевенный завод имени Радищева` на новое место. Реализацию проекта намечено поручить Агентству по развитию территории порта и предпортовой зоны.

Это замечательный проект, возражают другие. Однако причалы на Васильевском острове, которые предполагается реконструировать, пока пригодны для приема только небольших судов. Еще надо заглубить подводный дюкер (газопровод, проложенный по дну в акватории `Морского вокзала`) и перенести цеха промпредприятий, что не так просто, как представляется неспециалистам... Поэтому, говорят оппоненты, давайте построим пассажирские терминалы на Кривой дамбе - на островке, расположенном у входа в морской порт. На этом месте очень удобно швартоваться крупным судам...

Однако и у этого проекта находятся противники. В частности, они указывают на то, что поблизости от Кривой дамбы расположена якорная стоянка для ожидающих разгрузки теплоходов на морских причалах, и строительство пассажирского комплекса сузит зону для маневров флота, следующего в Большой порт Санкт-Петербург...

Есть свои плюсы и минусы при размещении пассажирских терминалов и на других площадках: в Петродворце, на намывном острове, который должен стать частью Западного скоростного диаметра, так называемый пятый грузовой район ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`.



Время не ждет

В принципе все эти проекты имеют право на жизнь. И чиновникам ничто не мешает агитировать инвесторов в пользу той или иной идеи. Однако если присмотреться внимательнее, то все эти проекты уходят корнями в более или менее отдаленную перспективу. Причина простая: требуются солидные объемы дноуглубления и строительства на берегу.

Сопоставьте такие масштабы работ с мощностями, которыми располагают в Петербурге, и станет очевидным: их воплощение в жизнь займет долгие годы. Поэтому сейчас надо срочно найти хотя бы промежуточное решение.

При цейтноте нет иного выбора, кроме строительства комплекса для круизного пассажирского флота на Канонерском острове, где достаточно приложить минимум усилий для обустройства подходного канала, береговой территории. Прокладывается небольшой отрезок автодороги, и нет проблем с выездом автобусов в центр Петербурга (Канонерский остров соединяет с городом подводный тоннель). Два-три года - и на комплексе смогут принимать по четыре крупных судна одновременно...

Кстати, зимой здешние причалы смогут обслуживать паромы и ролкерные суда. Так быстрее окупятся вложенные средства...

Позднее, если в Петербурге накопят ресурсы и захотят реализовать иной проект создания пассажирского комплекса, терминалы на Канонерском острове можно будет передать и под чисто грузовые операции. (Для обслуживания пассажиров летом, как показывает практика организации плавучих причалов для небольших пассажирских лайнеров на Неве и в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`, пригодны и легкие разборные конструкции.) В любом случае причалы на Канонерском острове без работы не останутся.

Это прекрасно понимают инвесторы. По неофициальным данным, они уже готовы дать средства. Не возражают против проекта и федеральные власти. И только из кабинетов Смольного веет ветерком прохлады. Поэтому инвесторы осторожничают. Они опасаются, что городская администрация не захочет ускорить необходимые процедуры по согласованию проекта.

А если на старте упустят время, то из-за изменения ситуации на международном круизном рынке могут возрасти инвестиционные риски, что увеличит издержки, связанные со строительством пассажирского комплекса.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru