В ближайшее время реформы Министерства путей сообщения (МПС) России не ожидается. Так сказал на недавней пресс-конференции в Петербурге председатель Комитета по экономике Совета Федерации Оганес Оганян, который, кстати, две недели назад включен в состав штаба реформирования МПС
Расчеты простые: Госдуме РФ в декабре 2002 года предложили рассмотреть сразу три крупных пакета законопроектов, включая реформирование железнодорожной отрасли. Иными словами, предложили одним махом ратифицировать проекты, каждый из которых нуждается в тщательном изучении. Это нереально. Особенно если учесть, что до конца декабря осталось всего две сессии, а там - рождественские каникулы.
`Если кто-то из чиновников рассчитывает, что предвкушение рождественских праздников заставит депутатов голосовать бездумно, то ошибается`, - подчеркнул
О. Оганян. И напомнил, что в Комитете по экономике Совета Федерации высказали ряд принципиальных возражений к железнодорожным законопроектам.
Тем не менее большинство депутатов понимают, что реформировать МПС надо. И вот почему: предстоит ликвидировать законодательное противоречие. Сегодня это министерство выполняет две несовместимые функции - госнадзорные и хозяйственные. Получается, что оно само себе дает задания и само контролирует, как они выполняются.
Поставленная задача определяет подход депутатов к реформе. Далеко не все из них склонны вникать во все детали представленных законопроектов. Однако они готовы к активным дискуссиям по поводу его отдельных блоков, определяющих скелет всей конструкции реструктуризации. За этим внимательно следят в Комитете по экономике Совета Федерации РФ. А по поведению его экспертов сейчас ориентируются большинство депутатов.
О. Оганян настроен решительно: `Если на поставленные вопросы ответов не будет, я сомневаюсь, что железнодорожные законопроекты будут приняты...` Понятно, что в запасе у депутатов немало процедурных `крючков`, чтобы притормозить паровоз реформ, который раскочегаривают в Правительстве РФ.
Под колеса реформ подложен и другой тормозной `башмак`: у депутатов Госдумы еще не сложилось четкой картины о структуре и функциях будущего ОАО `РЖД`.
Парламентарии беспокоятся, как бы государство не утратило контроль над отечественными стальными магистралями. Им нужны какие-то гарантии. Но никто не знает - какие. Поэтому родилось соломоново решение: планируется законодательно закрепить возможность жесткого административного давления на ОАО `РЖД`.
Иными словами, той степени свободы хозяйствования для этой коммерческой структуры, на которую рассчитывает сегодня руководство МПС после реформирования, железнодорожники не получат. За право на свободу они сейчас и ведут торг.
В центре спора - соблюдение принципа равного доступа к инфраструктуре российских стальных магистралей всех участников отечественного рынка, чего добиваются в Комитете по экономике Совета Федерации. Здесь выступают против монополизации рынка узким кругом компаний, отфильтрованных МПС.
Наконец, в Госдуме РФ намерены надолго законсервировать систему перекрестного субсидирования путевого хозяйства и пассажирских перевозок за счет грузовых тарифов после образования ОАО `РЖД`.
В МПС стремятся, наоборот, поскорее отойти от перекрестного субсидирования к социальному госзаказу. Судя по всему, шаги в этом направлении ожидаются очень робкими.
Есть и другие обстоятельства, которые способствуют затягиванию реструктуризации МПС: после преобразований содержание железнодорожной инфраструктуры (по крайней мере частично) переводится на бюджетное финансирование. А таковое бюджетом 2003 года в России не предусмотрено.
Да и вообще этот год - тяжкий для казны, обремененной изъятиями для выплаты внешних долгов России. И депутаты понимают, что из всех ведомств, где есть хотя бы намеки на `излишки`, сейчас следует выжимать соки. МПС - в их числе. В этом уверены в Минэкономразвития РФ: по мнению экспертов, это вытекает из привилегий, которыми долгое время пользовалось МПС как основной перевозчик стратегических для России грузов.
Между тем железнодорожная составляющая - всего лишь одна из частей общероссийской транспортной системы. И об этом уже не раз в последнее время напоминали железнодорожникам.
Из этого следует, что появление в ближайшее время ОАО `РЖД` маловероятно. Оно произойдет не раньше 2004 года. Кстати, до этого срока многие субъекты Федерации не успеют принять на баланс все объекты социальной инфраструктуры, от которых должны освободиться железнодорожники. Без этого невозможна полная финансовая санация МПС. А пока она не закончится, начинать реформы нецелесообразно.
|