Руководитель департамента координации транспортных систем и логистики Министерства транспорта России Александр Кузнецов считает, что развитие международного транспортного коридора (МТК) `Север - Юг` ускорит интеграцию российской и европейской транспортных систем.
В транспортной стратегии России обустройству международных коридоров отдается приоритет. А ключевое место, по мнению А. Кузнецова, среди них отводится коридору `Север - Юг`. Ведь это единственный транспортный коридор, который формируется на основе международных соглашений, ратифицированных всеми странами-участниками, заинтересованными в его построении.
Осуществление проекта такого масштаба требует согласования российских и международных стандартов. И сейчас этот процесс получил дополнительные стимулы. В России стремятся к тому, чтобы все транспортники мира общались на одном языке. Или, по крайней мере, внутренние стандарты должны конвертироваться в международные.
Кроме того, для наполнения грузопотоками коридора `Север - Юг` необходимо наладить эффективное взаимодействие между владельцами грузов и экспедиторами как в России, так и за ее рубежами. А это невозможно сделать без освоения современных технологий грузоперевозок и их информационного сопровождения. Для продвижения таких технологий требуется создание соответствующих условий на государственном уровне.
Дирекция МТК `Север - Юг` занимается координацией планов развития на различных уровнях, начиная от представителей министерств и ведомств и кончая субъектами РФ и бизнеса. Напомним, что устав коридора подготовлен и парафирован в мае 2002 года в Петербурге. В Минтрансе РФ считают, что самое слабое место проекта - южное направление. Сейчас уточняются планы укрепления системы транскаспийских маршрутов, где одно из ведущих мест занимает астраханский транспортный узел.
Для ускорения движения товаропотоков руководство Минтранса подписало соглашение с ГТК РФ об обмене данными для анализа грузопотоков. Аналогичная работа проводится с Министерством путей сообщения (МПС) России. А. Кузнецов полагает, что для построения единой информационной сети российских транспортников вполне пригодна телекоммуникационная система передачи данных МПС. Начать ее создавать можно с сети информационного обеспечения МТК `Север - Юг`.
В 2001-2002 гг. на этом направлении грузоперевозок удалось достигнуть высоких результатов. Например, в 2001 году в астраханском узле обработано 2 млн тонн (+18% к 2000-му, в том числе в порту Оля - +40%). За 8 месяцев 2002 года переработано 1,5 млн тонн (в том числе в порту Оля - 100 тыс. тонн). По результатам года, очевидно, будет вновь достигнут рост.
Заметно увеличились объемы доставок товаров по Волго-Балтийскому и Волго-Донскому внутренним водным путям. Причем на юге есть резервы для наращивания грузоперевозок. Если ничего не предпринимать, то товаропотоки из Европы в Азию могут перехватить и другие перевозчики. Например, наращивает обороты Азербайджанское пароходство, которое обслуживает перевозки на Актау и Баку в обход России. Российский же вариант доставки должен оказаться дешевле.
А. Кузнецов утверждает, что на государственном уровне сегодня надо проводить такую политику, которая обеспечит комплексное развитие российских международных коридоров с учетом интересов всех участников процессов грузоперевозок и исключит ведомственный эгоизм. Следует соблюдать экономические интересы всех операторов перевозок. Однако сквозные ставки на грузоперевозки должны стать прозрачными. Поощряется конкуренция среди операторов. Эти и другие меры помогут минимизировать расходы по транспортировке товаров.
|