Парк оборудования на многих предприятиях устарел и требует замены. Для обновления основных фондов часто используется лизинг. Но, как правило, речь идет о финансовом лизинге, хотя есть и другие его формы. Почему лизинговые компании работают с юридическими лицами, в то время как за рубежом такие же компании обслуживают и население? На эти вопросы отвечает вице-президент Северо-Западной лизинговой ассоциации Сергей Силинг
- Сергей Александрович, чем можно объяснить повышенный интерес к финансовому лизингу?
- Финансовый лизинг - это фактически приобретение основных фондов в рассрочку, без дополнительных залогов. У нас катастрофически изношены основные фонды, а этот способ финансирования позволяет произвести замену на приемлемых условиях. На Западе обновление происходит чаще, поэтому у них применяется другая форма лизинга.
- По закону допускаются различные способы отражения в бухгалтерских балансах такого рода сделок. Какая из них чаще используется на практике?
- Основные средства можно учитывать на балансе лизинговой компании и на балансе получателя. Обычно это берет на себя компания. Тогда больше уверенности, что клиент выполнит обязательства, особенно если речь идет об иногороднем клиенте. Мы обычно рекомендуем такой вариант учета, хотя есть исключения. В Ленобласти предприятия освобождены от уплаты налога на имущество, поэтому есть смысл ставить предмет лизинга на учет у клиента.
- За рубежом используется оперативный лизинг. Почему у нас он не популярен?
- Если финансовый связан с передачей прав собственности на имущество, то оперативный - это прокат того же имущества. Предприятие может попользоваться станком или автомобилем, а потом вернуть его обратно компании. Далее это имущество передают другому клиенту. И так до тех пор, пока оно совсем не износится. В чем преимущество оперативного лизинга? Благодаря ему достигается более полная загрузка оборудования. Оно используется тогда, когда в нем есть необходимость. Кроме того, можно быстро заменить морально устаревшую технику. При финансовом лизинге ее эксплуатируют, пока она полностью себя не окупит.
У нас оперативный лизинг встречается редко. Во-первых, эта форма не прописана в законе, а соответственно, на нее не распространяются налоговые льготы. Во-вторых, еще не созрели экономические условия для внедрения такого лизинга. Российские компании выполняют ту задачу, которая наиболее востребована, - замена устаревших фондов.
- Где именно оперативный лизинг нашел применение?
- Некоторые лизинговые компании, в том числе и `РТ-Лизинг`, занимаются прокатом автомобилей. Услугой пользуются и юридические лица, и население, хотя по отношению к физическим лицам с точки зрения закона - это не совсем лизинг. Он трактуется как аренда для предпринимательских целей.
- Есть ли спрос на эту услугу со стороны населения?
- Он потенциально большой, но пока не сформировался окончательно. Это, знаете, как в старом анекдоте. Иностранный корреспондент приходит в советский магазин, а там - пусто. Стоит очередь, но деликатесы никто не спрашивает. На вопрос, почему их нет, директор магазина отвечает: нет спроса, поэтому и не торгуем. С прокатом автомобилей сегодня происходит то же самое. Население не знает, что есть такая услуга. Мы сейчас пытаемся ее продвинуть через гостиницы. С несколькими уже ведем переговоры о заключении договора.
- Много ли времени занимает оформление документов за прокат автомобиля?
- Совсем мало, до 15 минут. Клиент должен предъявить паспорт, водительские права и предоставить денежный залог, эквивалентный 200 долларам. К нам обращаются и иностранцы. Вот недавно был звонок из Нью-Йорка по этому поводу. Кстати, абонент очень удивился, что такая услуга в городе есть.
- Вы ищете клиентов, но и они тоже выбирают компанию, которая может дать напрокат автомобиль.
- Компании действительно осваивают эту услугу. Схема проведения финансового лизинга уже отработана и стала, по сути, рутинной. А здесь сложно, но интересно. У компаний появляются свои наработки. К примеру, структуры Северо-Западного банка Сбербанка РФ внедрили так называемый мокрый лизинг. Легковые машины по этой технологии передаются в пользование на два-три года, а все сервисное обслуживание, включая и технический осмотр, берет на себя компания.
- Нужно ли для стимулирования оперативного лизинга вводить налоговые льготы?
- Постоянных лизинговых льгот нет ни в одной стране. Они вводятся тогда, когда надо стимулировать какой-либо процесс. В США преференции существовали в этой области в течение 15-20 лет, когда шло массовое обновление основных фондов. У нас этот процесс продолжается до сих пор и продлится еще некоторое время. Поэтому отменять льготы финансового лизинга было бы сейчас неразумно. Что касается оперативного лизинга, то, как предприниматель, я бы хотел их иметь, но понимаю в то же время, что можно работать и без них.
- Как надо стимулировать эту форму лизинга?
- Необходимо изменить мышление. Мы привыкли все приобретать в собственность. Это касается и предприятий, и населения. Сегодня условия жизни изменились. Можно, к примеру, не строить дачу, а ежегодно снимать ее на летний период. То же самое относится и к автомобилям: либо вы покупаете машину, потом вкладываете деньги в ремонт, а через несколько лет ломаете голову, как ее продать; либо берете автомобиль в аренду.
- Вы говорили об оперативном лизинге автотранспорта. Почему у нас нельзя взять в аренду оборудование?
- Все дело во вторичном рынке. По автомобилям он есть, а по оборудованию его нет. Если станок отслужил два-три года, то продать его сложно. За рубежом есть целая отрасль, которая занимается восстановлением б/у техники. Компании соответствующей специализации ее перебирают и совершенствуют, а потом реализуют.
- На предприятиях много незадействованных площадей, за которые они платят налоги. Почему не используется в этих случаях возвратный лизинг?
- Он используется, но редко. За счет возвратного лизинга предприятия пополняют оборотные фонды и оптимизируют налоги. Для восстановления основных средств эта форма не применяется.
- В недавнем прошлом вы возглавляли городскую лизинговую ассоциацию. Сейчас являетесь ее вице-президентом. Какие задачи ставит организация на ближайшее время?
- Несколько лет назад много внимания уделялось законотворчеству. Был пик, связанный с изменениями, вносимыми в ГК, когда финансовый лизинг пытались лишить льгот. Потом приняли сырой закон о лизинге, по которому компании не смогли бы работать. Обсуждалась бурно тема лицензирования. Я полагаю, есть заслуга нашей ассоциации, федеральной, а также международной финансовой корпорации в том, что законы были приближены к практике.
Сейчас, когда законотворческие проблемы сняты, задачи перед ассоциацией стоят другие. Мы занимаемся обучением, проводим семинары, принимаем зарубежных специалистов. Хочу отметить, что члены ассоциации от конфронтации и отчуждения перешли к сотрудничеству и взаимопониманию. Наша компания, к примеру, использует для проката автомобили, которые взяты в лизинг у компании `РУСТ`.
|