Наше общество, как и положено, развивается по спирали. И как только в очередной раз наступает момент, когда уже заметную часть населения страны начинает мучить вопрос, куда пристроить пусть скудные, но временно свободные средства, сразу появляется масса претендентов на эти деньги.
В советское время монопольное право на хранение народных средств принадлежало Сбербанку. Он до сих пор извлекает выгоду из этой монополии, аккумулируя подавляющую часть сбережений граждан. Доверие к банку, подорванное фантастическим обесцениванием вкладов в результате реформ Гайдара в начале 1990-х годов, тем не менее остается более высоким, чем к новичкам финансового рынка. Надежда на государство, которое пока стоит за спиной Сбербанка, еще согревает души его вкладчиков.
В середине 1990-х лидерами по приему денег от населения стали разнообразные финансовые `пирамиды`: `МММ`, `Хопер` и им подобные многочисленные структуры. Свою отнюдь не бескорыстную лепту в массовую вербовку сторонников незабвенного Лени Голубкова внесли СМИ, прежде всего - ведущие российские телеканалы. Но и наружная реклама на каждом углу звала всех `срубить` денег по-легкому. Когда `пирамиды` рухнули, почти все участники обмана вышли из мутных финансовых вод не просто сухими, а с хорошим наваром.
Лавры Мавроди не давали покоя крупным чиновным мужам. Государство стало главным строителем финансовых `пирамид`. Возведение шатких башен ГКО и им подобных обязательств было прервано в августе 1998 года. Дефолт болезненно и надолго ударил по всем россиянам, кроме небольшой группки тех, кто был посвящен в тайные игры на стремительное четырехкратное понижение курса рубля к доллару. Имена `героев` известны, но отвечать перед обманутым в очередной раз народом они опять не будут, потому что тогда может рухнуть `пирамида` политическая. А уж на ее развалинах об устойчивости финансовой системы государства останется только мечтать.
Когда наказание не настигает тех, кто ворует по самому крупному счету, мелкие пройдохи финансового рынка чувствуют себя не менее уверенно. И по мере постепенного отхода общества от края экономической пропасти начинают изобретать новые способы обогатиться за чужой счет.
Оговоримся сразу: речь не идет о честных тружениках на финансовой ниве, которые при кризисах страдают не меньше остальных и делают все, чтобы спасти деньги клиентов. У них нет высоких покровителей, устраивающих выгодные сделки, устраняющих конкурентов и снабжающих бесценной инсайдерской информацией о готовящихся решениях на самом верху. В финансах, как и в любом бизнесе, таких честных тружеников большинство.
Но на виду и те, кто, как и раньше, не стесняется в своих обещаниях обогатить потенциальных клиентов. Не беда, что прежние обещания оказались дутыми - всегда можно спрятаться за форс-мажорными обстоятельствами. Не смущает их и то, что такие публичные обещания теперь просто нарушают российские законы.
На финансовом рынке вновь накапливается избыток свободных средств. Будьте осторожны с теми, кто не скупится на обещания вам помочь!
Из федерального закона `О рекламе`
Статья 17. Особенности рекламы финансовых,
страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг
При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг
не допускается:
(...) представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг (...)
|