Строительный бум последнего пятилетия достиг цели: создан объемный рынок жилья и коммерческой недвижимости, на котором волнообразно возникают застои из-за ценового разрыва между элитарным предложением и массовым спросом
Коммерсант вкладывает деньги в строительство или ремонт дома, чтобы продать последний с прибылью в 200%. Торговый расчет прост: особая планировка, повышенная комфортабельность и, конечно, выгодное место расположения.
`Я - бывший продавец рыбного магазина, имею квартиру с видом на Кремль`, - говорит о сбывшейся мечте жизни герой последней рязановской комедии. В реальной жизни `героев`, способных выложить сотню тысяч долларов за вид на Кремль, Зимний или Адмиралтейство, становится все больше. И это неизбежно в процессе строительства олигархического капитализма.
Забавно другое - то, что олигархическим вкусам столиц стараются подражать в бедных провинциях.
Вид на Псковский кремль тоже стал манком для покупателей так называемого элитного жилья. Бывшие продавцы рыбных магазинов уже ждут вожделенную Золотую набережную, на которой они поселятся, чтобы денно и нощно смотреть на стены Псковского кремля и забрасывать невод в обмелевшую речку Пскову.
Между тем Пскова, некогда богатая рыбой, сегодня выполняет существенную ландшафтно-эстетическую функцию. Узкая, порожистая, с берегами, поросшими ивняком, она сохраняет естественную дикость, подчеркнутую оригинальными новостройками на другой набережной (с видом на центральный городской рынок).
Благоустроенная набережная и гостиничный комплекс неподалеку, выделяющийся изысканным колоритом и предположительно комфортом, не оставят безразличными баварских, стокгольмских или пражских туристов. Этот образец гармоничного соединения архитектуры и природы сможет ласкать взор и душу зарубежного туриста. Квартал новой набережной становится современной визитной карточкой Пскова.
Построили его коммерсанты. Братья Ткаченко, имеющие интересы в нефтебизнесе (строительство автозаправок), выручили администрации Пскова и области. Причем не только средствами, но и бизнес-идеями.
Руководствуясь коммерческой выгодой, предприниматели Ткаченко создали не виртуальный, а реальный элемент туристской привлекательности города. На строительство оригинального комплекса им потребовалось три года. Между тем инвестора для недостроенной гостиницы `Интурист` областная администрация ищет более пяти лет (последний бросок в поисках денег для ветшающего долгостроя сделали в Лондон...).
Понятно, что в коммерческой среде энергичнее, а главное - смекалистее, нежели в чиновничьей. Предприниматели работают, а не ходят на работу, как чиновники. Кроме того, по законам коммерции, им приходится толкать локтями собратьев по рынку. Если появилась одна эффектная набережная - значит быть другой, и не просто эффектной, а золотой.
Фирма `Псковинкомстрой` выступила генеральным заказчиком Золотой набережной на другом берегу Псковы у подножия кремля (по генплану - Советской, а в прошлом Американской набережной). Возможно, придумать сокрушительный для конкурентов эпитет застройщиков побудил прежний опыт.
Эта фирма недавно сдала реконструированный жилой дом в центре Пскова под названием `Архитектурная поэма`. Должно быть, о ценах на квартиры говорили в стихах.
По проекту архитектура будущего квартала Золотой набережной на 300 жителей должна воспроизводить облик малоэтажного губернского города с сохранением двухъярусной планировки XVIII века и стилевой эклектичности XIX века.
К чести ООО `Псковинкомстрой`, следует заметить, что предприятие не стало наводить глянец на вековую гниль, а решительно снесло все на прилегающей к набережной улице. Для городских властей эта задача была самой трудной. Ее не решали десятилетиями. Благодаря коммерсантам в городских программах по благоустройству теперь не будет значиться строка `... привести в порядок руинированные здания`.
Проект строительства жилого квартала у подножия Троицкого собора и кремлевской стены, с точки зрения ряда архитекторов, спорный. Некоторые считают, что рядом с монументальными памятниками целесообразнее и органичнее выглядит парк. Но инвестор, подогреваемый высокой прибыльностью проекта, не намерен отступать от цели.
Проектирование и строительство осложняет отсутствие коммуникаций в зоне застройки, есть трудности с оборудованием паркинга и детских площадок, но главное - археологические раскопки. Объект располагается на землях с культурным слоем, которые являются памятником федерального значения и охраняются государством.
Время от проекта до объекта затягивается. Но, имея стратегическую поддержку мэра города, `Псковинкомстрой` последовательно идет к цели - сооружению на месте руинированных зданий второй достойной истории города набережной.
Юбилейный сундук подарков к 1100-летию Пскова наверняка пополнится Золотой набережной. И это хорошо. С эпитетами вот только бы поскромнее - сообразно финансовым возможностям города. В истории остаются дела, а не названия.
|