В октябре нынешнего года начато совместное производство автомобиля `Шевроле-Нива`. Причем впервые в отечественном автомобилестроении не Россия закупает право выпускать импортную модель, а зарубежная компания платит за право включить российскую разработку в свой модельный ряд
В июне прошлого года представители `Дженерал Моторс` (GM), АВТОВАЗа и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) подписали генеральное рамочное соглашение о создании совместного предприятия - ЗАО `GM - АВТОВАЗ`. Спустя два месяца новое предприятие уже начало набор персонала.
Пакет акций распределился между участниками СП следующим образом: GM и АВТОВАЗ владеют по 41,5% акций, ЕБРР - 17%. Вклад сторон в уставный капитал был разнообразным. GM участвовал в СП денежными средствами и оборудованием ($99,1 млн), АВТОВАЗ - интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка автомобиля `Нива`, модель 2123), инженерными системами, зданиями и сооружениями. ЕБРР вложил $40 млн и дополнительно выделил кредит на $100 млн.
Общая сумма инвестиций в данный проект составила $338,2 млн. На 30 августа текущего года инвестиции составили $195,7 млн, из которых 82,3 млн - денежные средства, $63,6 млн - интеллектуальная собственность, $92,3 - стоимость оборудования и $100 млн - кредит ЕБРР.
На работах по строительству и размещению оборудования были заняты два генподрядчика - финская и германская компании. Управление же проектом и инженерную поддержку осуществляла американская фирма Hanscomb, которая курирует многие строительные проекты по всему миру. На российском рынке она присутствует уже 10 лет.
Помимо иностранцев на строительстве было задействовано более 30 компаний из Тольятти.
Среди директоров СП - четверо россиян и четыре иностранца, генеральный директор - Джон Милонас. Общее число уже принятых в СП граждан РФ составляет около 300 человек, до конца года их должно быть 400. Всего же численность персонала СП предполагается довести до 1200 человек. Также планируется создать более 1700 новых рабочих мест на заводах-поставщиках и 500 - по контрактам на услуги внешних компаний (техобслуживание зданий, озеленение, общепит, пожарная бригада и так далее).
До конца 2002 года планируется выпустить 456 автомобилей. В 2003-м предприятие выйдет на производство 35 тыс. машин в год, а в 2004-м - 60 тыс. в год. К 2005-му объем производства должен достичь 75 тыс. автомобилей в год. Проектная мощность СП - 102 тыс. машин.
Продажи на территории РФ и стран СНГ в 2003 году составят 30 тыс. автомобилей, экспорт - 5 тыс. В дальнейшем в планах СП - увеличение экспортных поставок. Однако они не более 50% от общего объема выпуска.
Реализацией продукции СП будут заниматься дилерские компании, которых сейчас около 20. В дальнейшем их число достигнет 90. Это будут поровну нынешние дилеры обеих компаний - GM и АВТОВАЗа на территории России и стран СНГ, а также независимые дилеры, которые отвечают требованиям СП.
Все эти усилия потрачены на создание новинки, получившей название `Шевроле-Нива`, или `Шевронива`, как ее ласково прозвали автомобилисты. До конца нынешнего года все машины, сошедшие с конвейера, будут серебристого цвета - `Снежная королева`.
Базовой моделью компания GM выбрала `Ниву 2123`. Это полноприводный автомобиль-внедорожник, одна из немногих российских машин, получивших признание на Западе. `Шевроле-Нива` - пятидверный автомобиль с усиленной шумо- и виброизоляцией и более просторным салоном.
Все машины проходят постоянный контроль качества. Например, на конвейере введена система, при которой любой сборщик может его остановить при обнаружении дефекта, а работа продолжится лишь после его устранения.
Производственная программа предусматривает выпуск нескольких моделей. В 2003-м - экспортного варианта `Шевроле-Нива`, в 2004-м - варианта пикапа, в 2005-м - варианта `комби`.
|