В Госдуме идет подготовка ко второму чтению новой редакции Таможенного кодекса РФ. И депутаты, и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) понимают, насколько важно принятие этого документа. По новому кодексу все вопросы, связанные с начислением и взиманием таможенных платежей, будут регулироваться не ведомственными актами, а непосредственно законом. О проблемах, связанных с принятием нового Таможенного кодекса, рассказывает начальник Северо-Западного таможенного управления генерал-полковник таможенной службы Владимир Исаевич Вьюнов
- Действующий Таможенный кодекс был принят в 1993 году, еще до новой российской Конституции. Тогда страна только начинала свой путь в новых экономических условиях, и Таможенный кодекс был первым российским законом такого масштаба, основанным на принципах рыночной экономики. Сейчас, когда ситуация существенно изменилась, некогда прогрессивный закон мешает дальнейшему развитию, не вписывается в правовую систему, созданную позднее. Актуальным стало принятие новой редакции Таможенного кодекса.
Сегодня вступление страны в ВТО означает безусловное выполнение Россией норм и правил по регулированию ВЭД. Именно этим обусловлены требования, предъявляемые к новой редакции Таможенного кодекса. Таможенное дело как инструмент, обеспечивающий соблюдение правил ведения ВЭД, объективно не может строиться на каких-то особых национальных подходах без учета международных стандартов. И, прежде всего, новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
Содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля - основной принцип этой конвенции. Баланс интересов торговли и государства обеспечивается такими мерами, как сокращение времени на таможенное оформление, предварительное декларирование и последующий контроль (таможенный аудит), таможенный контроль на основе анализа и управления рисками.
Это подразумевает дифференцированный подход к участникам ВЭД, создание `зеленых коридоров` для тех импортеров и экспортеров, чей бизнес будет прозрачен для таможни, а также максимальное использование информационных технологий при осуществлении таможенных формальностей, партнерские отношения таможенной службы с перевозчиками, с таможенными брокерами и владельцами таможенных терминалов.
Положения этой конвенции, естественно, актуальны и для России. Поэтому за основу новой редакции Таможенного кодекса взяты положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Все вопросы, связанные с исчислением и взысканием таможенных пошлин и других платежей, решаются непосредственно законом. Только специфические области применения отдельных таможенных режимов, требующие оперативного регулирования, отнесены к компетенции Правительства РФ.
Поправки корреспондируются с недавно принятым пакетом Федеральных законов: `О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)`, `О лицензировании отдельных видов деятельности`, `О государственной регистрации юридических лиц`. Предлагаются процедуры, позволяющие упростить и ускорить таможенное оформление. Пересмотрены в сторону сокращения сроки проведения таможенных процедур.
В поправках заложено детальное описание таможенных режимов и процедур. Вводятся нормы, подробно регулирующие основания и порядок проведения проверок таможенными органами. Устанавливается правовой механизм, позволяющий участникам ВЭД отстаивать свои законные права и интересы.
Следует отметить, что новый вариант Таможенного кодекса представлен как свод таможенных правил и процедур, основное назначение которых - обеспечить соблюдение мер торговой политики при перемещении товаров и транспортных средств через границу.
В проекте нет вопросов таможенно-тарифного регулирования. В то же время в нем есть главы и разделы, регулирующие смежные отношения: обжалование действий таможенных органов и их должностных лиц, распоряжение товарами и транспортными средствами, которые не прошли таможенного оформления, и другие. Предусматриваются нормы прямого действия и в том, что касается вопросов, связанных с начислением и взиманием таможенных платежей, применением таможенных льгот. Правительству предоставляется право оперативного регулирования в части применения таможенных режимов с экономическим содержанием (переработка, временный ввоз, таможенный склад). За ГТК России остаются полномочия по изданию ведомственных нормативных актов только в части таможенных технологий, утверждения форм документов, определения их перечня.
|