В северо-восточных провинциях Китая итоги товарооборота за 9 месяцев вновь продемонстрировали, что есть заинтересованность в развитии межрегиональных контактов с Россией.
Это неудивительно: объем грузоперевозок между двумя странами в 2002 году вырос до 13 млн тонн (+30% к 2000-му). Причем часть этих товаропотоков - транзит в Европу. Начинается такая транспортная цепочка с погранпереходов, ведущих на российский Транссиб, или через Казахстан, а куда повернут грузы дальше - вот вопрос.
Появился интерес к перевозкам китайского экспорта через морской порт Санкт-Петербург. Об этом говорили на майской встрече министров транспорта России и Китая в городе на Неве. Тогда удалось договориться о мерах для облегчения доставок китайских грузов через территорию РФ.
Что изменилось с тех пор?
Как и было обещано, подготовлен пакет предложений для упрощения таможенного оформления грузов, поступающих из Китая в Россию через Казахстан. В России также появятся новые таможенные терминалы.
В Китае, в свою очередь, продолжают наращивать межрегиональное и приграничное сотрудничество, удельный вес которых в торговле двух стран постоянно растет. В этом процессе катализатором выступают провинции северо-востока Китая. Их доля сегодня превышает одну треть. Причем товарооборот российских регионов с некоторыми из провинций за последние два года существенно увеличился. Именно такие контакты способствовали преодолению кризиса в китайско-российской торговле, и ее объемы в 2002 году, по сравнению с 1998-м, удвоились.
Характерно, что в 2002 году выросли перевозки из Китая не только по стальным магистралям, но и по автодорогам. Этому в немалой степени способствовали договоренности, достигнутые минтрансами РФ и КНР.
По отзывам автоперевозчиков Петербурга, рейсы в Китай помогли некоторым из них скомпенсировать потери на финском направлении из-за проблем, созданных минтрансом Финляндии. Перевозчики признают, что выгодно и безопасно работать только по контрактам с госпредприятиями КНР. Они поставляют качественные промтовары, с которыми не бывает проблем при пересечении границы. Такие клиенты четко соблюдают условия договоров и графики поставок. Одновременно требуют доставки точно в срок и от перевозчиков, которых фрахтуют.
|