Сегодня обеспечение доставки к терминалам Северо-Запада РФ считается одним из приоритетов ОЖД. При этом в центре внимания - развязка петербургского железнодорожного узла. Предполагается обеспечить максимальный обход Петербурга на юге и севере для разгрузки его сортировочных мощностей и сокращения внутриузловых перевозок
Для этого запланированы строительство и реконструкция новых участков стальных магистралей, путепроводов и станций с
удлинением приемоотправочных путей для обслуживания длинносоставных тяжеловесных поездов (75-100 вагонов).
Намечена программа электрификации участков, включающая строительство тяговых подстанций и модернизацию оборудования электроснабжения.
У невских причалов
много сортировок
Доставка товаров к причалам Большого морского порта Петербург по стальным магистралям в 2001 году вновь увеличилась до 16,6 млн тонн в год. В основном через порт экспортируют черные и цветные металлы (их доля в общем железнодорожном обороте составляет соответственно 26,0% и 11,4%), нефть (16,7%), минеральные удобрения (15,0%), уголь (8,8%) и контейнеры (6,1%).
Из импорта самые крупные партии составляют зерно, контейнеры, сахар и оборудование (около 200 вагонов в сутки).
Вместе с тем доля грузов, доставляемых по рельсам в Большой морской порт Петербург, по сравнению с предыдущими годами сократилась до 46% от всего грузооборота. Значительную часть экспортно-импортных товаропотоков перехватил автотранспорт.
Эта тенденция заставила железнодорожников укреплять инфраструктуру, ведущую к петербургским причалам, в первую очередь - в районе станций Автово и Новый Порт.
По мнению железнодорожников, дальнейшее наращивание грузопотоков в Петербург сдерживает то, что сегодня здесь нет специализированных складов и терминалов. А семь крупных и целый ряд малых стивидорных компаний перерабатывают сходные типы грузов.
Скажем, на один подъездной путь в их адрес одновременно поступают металл и уголь, лес и оборудование... В результате на подходах к порту резко возрастают объемы сортировки.
На выполнение промежуточных операций уходит время. И поезда стоят, образуя заторы. Чтобы снять перегрузки с подходных путей у Петербурга, часть вагонов железнодорожники останавливают на дальних подходах к порту - на станциях Северной и Московской дорог.
Так происходит сейчас. А что будет в 2005 году, когда грузооборот и пропорционально ему железнодорожная составляющая удвоятся? На ОЖД полагают, что стивидоры должны перестроиться. Тогда и заторов на подходах не будет.
Железнодорожники, со своей стороны, обещают пропускать в порт через станцию Автово до 1,4 тыс. вагонов в сутки - вдвое больше, чем сейчас. Немного увеличится и перевалочная мощность станции Новый Порт.
Точки притяжения
инвестиций
В октябре-ноябре 2002 года в рамках программы реконструкции петербургского железнодорожного узла, которая осуществляется специалистами Балтийской строительной компании и ОЖД, модернизировали участки Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский - Обухово - Рыбацкое и Предпортовая - Автово.
Самое узкое место на подходах к крупнейшей в европейской части России сортировочной станции и Московскому вокзалу - станция Обухово, где соединяются 2 хода с интенсивным движением: главный (на Москву) и северный (на Мурманск и Бабаево). Смонтированы новые пути и эстакада на перегоне, реконструированы системы энергоснабжения, связи и стрелочного хозяйства в районе Обухово - Рыбацкое, чтобы разделить грузовые и пассажирские потоки.
Сейчас каждые сутки со станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский следуют 10-14 составов к морским терминалам IV района ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` - то есть на станцию Автово.
Планируется до половины из них переключить в обход станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на южное полукольцо, а сортировку перевести на станцию Предпортовая. Для этого к ней проложена ветка, соединяющая с Автово.
Обе эти станции реконструированы, что позволило увеличить на IV районе, например, перевалку нефтепродуктов и минудобрений до 600 вагонов в сутки (+50% к 2001 году).
После ввода в эксплуатацию путепровода на пр. Стачек на ОЖД удлинят приемоотправочные пути, чтобы в 2003 году пропускать эти грузы через Автово (до 700 вагонов в сутки).
В перспективе сервис для контейнерных поездов к петербургским терминалам пойдет через станцию Шушары.
Через сопки
к нефтезвездам
К портам Выборг и Высоцк ведет та же железнодорожная колея, что и к погранпереходам с Финляндией. Сегодня эти два российских порта перерабатывают отечественных внешнеторговых грузов значительно меньше, чем финские морские терминалы. Соответственно объемам грузопотоков им и уделяют внимание. Например, в 2001 году по стальным магистралям их в Выборг доставлено 0,7 млн тонн. Только в 2005 году ожидается двукратный рост железнодорожных перевозок.
Динамика развития порта Высоцк в этом плане ожидается не такая стремительная, однако достаточно весомая: в 2005 году по рельсам сюда будут доставлять до 4,5 млн тонн (+60,7% к 2001-му). Кроме того, в июле 2002 года Министерство путей сообщения России подписало соглашение с ОАО
`ЛУКОЙЛ`, которое предусматривает наращивание перевозок нефтепродуктов в Высоцк до 12 млн тонн в 2005 году.
К этому же сроку в порту Приморск ожидают ввод в строй причалов, способных обрабатывать до 3 млн тонн железнодорожных грузов.
На ОЖД намерены усилить подходную инфраструктуру к морским портам Выборгского направления согласно техническим условиям на проектирование, полученным от ОАО `Ленгипротранс`. В частности, из
4 вариантов маршрутов перевозки нефти к порту Высоцк выбран самый экономичный - по северному обходному пути от Мги. Его развитие пойдет в три этапа.
Эстонскую колею
ответвят на Усть-Лугу
Развитие железнодорожных веток на порты Усть-Луга и Ломоносов планируется вместе с Нарвским направлением, по которому грузы следуют в Эстонию. Будут
укреплять магистраль до Ивангорода, а по мере развития портов Усть-Луга и Ломоносов - и боковые ветки, ведущие к ним.
Сейчас объемы перевозок через Ивангород на 38% превышают объемы, достигнутые в 1988 году. Большую часть из них составляют нефтегрузы. После реконструкции ежесуточно в Нарву смогут проходить по 22 пары поездов (+22,2% к 2002 году).
В дальней перспективе в порту Усть-Луга планируется перерабатывать до 35 млн тонн грузов в год. Терминалы будут вводить в строй поэтапно. И программа ОЖД подстраивается под них. Прежде всего, сюда направят поезда с углем. Сначала намечено обеспечить его перевозки до 1 млн тонн в год.
На втором этапе мощность магистрали увеличат до 5 млн тонн в год (с учетом поставок 4 млн тонн угля и 1 млн тонн минеральных удобрений). И лишь на пятом этапе железнодорожную инфраструктуру выведут на полную мощность - пропорционально расчетному грузообороту порта Усть-Луга.
Выгрузка экспортных и погрузка
импортных грузов на припортовых станциях российского побережья Балтики
Порты 2001 год 2005 год
(прогноз)
Морпорт СПб 16,6* 38,2*
860** -***
Выборг 0,7* 1,5*
Высоцк: генгрузы 2,8* 4,5*
нефтепродукты 0 12*
Приморск 0 3*
Ломоносов 0 2*
Усть-Луга 0 5*
* Отправка грузов за год (млн тонн)
** Отправка грузов в сутки на станциях Автово
и Новый Порт (вагоны)
*** Данные отсутствуют
|