Постановление Правительства РФ N 135 от 11 февраля 2002 года `О лицензировании основных видов деятельности` и, по сути, разъясняющее его постановление N 637 от 28 августа `О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки` вывели вопросы лицензирования участников топливного рынка из сферы компетенции региональных лицензионных палат. С 11 февраля лицензированием деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки ведает Министерство энергетики Российской Федерации. В Петербурге Минэнерго представляет Нефтяная инспекция ГУ Петербургэнергонадзора
Политические нюансы
Постановление N 637 отменяет ранее действовавшие постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 года N 394 `Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки` (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года N 938), постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 266 `Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации автозаправочных станций` и постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 267 `Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей`.
К сфере топливного рынка в новом постановлении относятся Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, Положение о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки и Положение о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки.
Основная интрига для участников рынка заложена в пунктах под номером 3 новых Положений, в которых однозначно утверждается, что вопросы лицензирования относятся к компетенции Министерства энергетики. И если в прежних документах специально оговаривалось, что министерство имеет право `передать полномочия по лицензированию деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с ними`, то в новых законодательных актах о передаче полномочий нет ни слова.
Пока же действовали прежние законодательные акты, полномочия распределялись следующим образом. Хранение нефтепродуктов на крупных объектах, например нефтебазах, относилось к ведению Минэнерго, а лицензирование деятельности нефтетрейдеров относилось к компетенции Лицензионной палаты Петербурга. (На самом деле в соответствии с постановлением N 128 право передать полномочия за Минэнерго остаются, просто само министерство не предполагает их передачу кому-либо.)
Понятно, что данное правовое нововведение не очень обрадовало региональную власть. Как сообщил руководитель информационно-аналитического управления палаты Игорь Федотов, городская администрация направила в Москву предложение сохранить прежний порядок лицензирования. Один из аргументов - у Министерства нет в Петербурге достаточного кадрового потенциала для выполнения данных функций. Однако руководитель Петербургской нефтяной инспекции Василий Смеречук считает данный аргумент надуманным: `Всяческие разговоры о том, что, дескать, у Минэнерго нет соответствующего штата в регионах, опыта в этих вопросах и т. д., непрофессиональны. Есть подписанные председателем правительства постановления, и есть структура, на которую возложены полномочия. Если я буду не справляться с возложенными на меня обязанностями - значит, меня нужно менять. Но те операторы топливного рынка, которые с нами работают уже три года, вряд ли могут на что-нибудь пожаловаться. Так что никаких проблем здесь я не вижу`.
Идеологически новое постановление готовилось для либеризации правовых отношений в топливной сфере. Василий Смеречук сообщил: `Это сделано в соответствии с взятым Правительством РФ курсом, в рамках которого лицензированием должны заниматься профильные специалисты, прошедшие соответствующую аттестацию`.
Правда, любой сторонний наблюдатель тут же обнаружит в постановлении очередной пример выдерживаемого правительством курса перераспределения полномочий с регионального уровня на федеральный.
Правовые подробности
Василий Смеречук сказал: `Список прилагаемых к заявлению о получении (продлении) лицензии документов перечислен в приложениях. С этими документами оператор должен обратиться к нам. Мы проверяем их достоверность и далее на основании нашего заключения отправляем документы в Москву. Через положенный срок из Москвы приходит ответ, и если у оператора все в порядке - он получает лицензию`. Правда, срок выдачи лицензии увеличен с одного до двух месяцев (ранее такое позволяли только в особо сложных случаях).
Нельзя не отметить и ужесточение требований к профпригодности лицензируемых участников топливного рынка. Сравните различия в формулировках лицензионного требования, посвященного профпригодности персонала. Вот, соответственно прежняя и новая формулировки: `наличие специального образования не ниже среднего технического у руководителя организации и его заместителей либо у индивидуального предпринимателя` и `наличие у лицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональное образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших специальную подготовку в установленном порядке`.
Вообще-то подобную переподготовку Лицензионная палата требовала и ранее. Как сообщил Игорь Федотов, при этом основной площадкой выступала Санкт-Петербургская государственная инженерная академия. Теперь данное требование закреплено законодательно. Но Василий Смеречук уточнил: `Наша точка зрения такова: профессиональная подготовка должна осуществляться на базе образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию. Выделение же из общего числа приближенного образовательного учреждения просто противозаконно. Какие-либо ограничительные меры для действующих в законном порядке образовательных учреждений с нашей стороны будут предприниматься лишь в том случае, если реальный уровень подготовки персонала будет отставать от заявленного`.
Несколько изменился порядок оплаты услуг по выдаче лицензий. Если прежде стоимость привязывали к МРОТ, то теперь она четко определена, причем в рублях, что при нынешней инфляции со стороны правительства несколько неосмотрительно. Увеличен с трех до пяти лет базовый срок действия лицензии. И более четко прописан механизм проведения плановых и неплановых проверок. Указано, что проверка проводится лицензирующим органом `на основании распоряжения (приказа) его руководителя, в котором указываются: а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку; б) цели, задачи и предмет проверки; в) даты начала и окончания проверки`.
Продолжительность проверки не должна превышать месяц. Плановая проверка проводится лицензирующим органом не чаще одного раза в два года. Внеплановая же проверка должна проводиться лишь для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий. То есть проверяемая компания теперь будет юридически более защищена от произвола проверяющего.
Также плюсом для операторов топливного рынка можно назвать отмену процедуры регистрации уже имеющей лицензии компании при выходе в другие регионы. Как сообщил Игорь Федотов, по новому положению достаточно просто поставить местную администрацию в известность.
Однако революционность нового порядка лицензирования в другом. В новом постановлении не определены минимальные объемы по транспортировке, производству и реализации нефтепродуктов. Тогда как в прежнем (от 3 апреля 1996 года) не обязывали лицензироваться `объекты, которые имеют резервуары для хранения нефти и продуктов ее переработки суммарной емкостью менее 150 куб. метров`.
Василий Смеречук прокомментировал этот аспект следующим образом: `Нормы прежних документов не увязывались со здравым смыслом. Для производства контрафактной продукции не имеет значения, используется ли резервуар объемом 150 куб. метров или 4 куб. метра. Поэтому лицензию должны получать все участники топливного рынка, независимо от объемов хранения, переработки и реализации нефтепродуктов. И если ранее реализуемая через АЗС продукция контролировалась, а через магазины продавали, что бог на душу положит, то теперь ситуация изменится. Хочешь торговать - получи соответствующий документ`.
Другими словами, отныне лицензироваться должны даже те торговые площадки, где нефтепродукты являются сопутствующим товаром. Допустим, автосалоны, выставляющие на стеллаж пару канистр с маслом `Шелл`. С одной стороны, безусловно, это позволит уменьшить объемы реализуемых подделок, с другой - многие продавцы просто исключат и вполне `честную` продукцию из ассортимента, предпочитая не тратить время и нервы на сбор требуемых для лицензирования документов.
|