`Тарифы, предлагаемые страховыми компаниями, явно превышают возможности малообеспеченных граждан, а тем более автотранспортных предприятий`, - считает президент Регионального союза автотранспортников Валентин Яковлев. По его сведениям, речь может идти о $70-80 в год.
Эта цифра явно не совпадает ни с той, о которой страховщики говорили в марте ($50), ни с объявленной на июньской конференции ($60-65 в год за легковое авто для Москвы и Петербурга). Тенденция, однако, наметилась.
Для россиян очень интересен опыт стран, принявших законы об обязательном страховании АГО на несколько лет раньше нас. Там в течение первых двух лет этот вид страхования обычно был довольно прибыльным. Прежде всего, потому что потерпевшие поначалу не знают своих прав.
Но потом суммы выплат начинают превышать величину страховых сборов. Так было, например, в Латвии (где многие частные компании из-за этого ушли с рынка страхования АГО) или в Белоруссии (там обсуждается возможность запрета для частных страховщиков работать на этом рынке).
`Первые два года, - считает заведующая кафедрой страхования и управления рисками МБИ Лариса Мукина, - дают добросовестным страховщикам возможность накопить резервы`. Резервы необходимы, так как согласно мировому опыту выплаты по страхованию АГО обычно составляют 95-110% от величины собранных премий.
В Европе была аналогичная ситуация. Группа Allians, например, ежегодно закладывает в бюджет почти 3 млрд марок на компенсацию убытков от обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Там это воспринимается как социальная нагрузка.
Кроме того, страховые компании из стран с давними страховыми традициями научились снижать убытки от обязательных видов страхования: они совершенствуют механизмы инвестирования привлеченных средств, лоббируют запрет на использование автомобилей старше пяти лет, занимаются совместно с дорожной полицией профилактикой дорожно-транспортных происшествий.
Утешением для российских страховщиков послужит то, что `автогражданка` везде тянет за собой другие виды страхования - хотя бы в силу просвещения широких народных масс. Прибыль от них при умелом финансовом менеджменте должна превысить убытки от страхования АГО.
|