Закон `Об обязательном страховании автогражданской ответственности` вступает в силу с 01.06.2003. И чем ближе эта дата, тем больше беспокойства у автомобилистов вызывают разговоры о предполагаемых тарифах. Впрочем, официально до сих пор не озвученные размеры страховых тарифов - далеко не единственная проблема, связанная с приближением вступления в силу закона
Крепче за баранку держись, шофер
Министерство финансов РФ планировало подготовить проекты правил и тарифов в первом приближении к концу августа. Разработкой документов занялся департамент страхового надзора Минфина. Официального сообщения не было, но, скорее всего, сейчас оба этих документа отправлены на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.
На прошедшем в сентябре собрании президиума Всероссийского союза страховщиков (ВСС) член межведомственной рабочей группы по реализации Закона `Об обязательном страховании автогражданской ответственности` генеральный директор страховой компании `Согласие` Игорь Жук заявил, что страховые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности, вероятно, будут разработаны уже в ноябре текущего года.
По его словам, главной задачей для разработчиков является создание предельно прозрачного механизма расчета. С другой стороны, свою методику расчета тарифов представила на конференции `Россия на пороге введения обязательного страхования ответственности автовладельцев` Российская ассоциация страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ).
Если исходить из представленной директором РАСОВТ Андреем Слепневым методики, то в Петербурге частный владелец легкового автомобиля в возрасте 20 лет со стажем вождения 2 года должен платить за годовой полис АГО $165.
Юридическому лицу, владеющему легковым автомобилем, к которому допущены два тридцатипятилетних водителя со стажем вождения 15 и 10 лет, полис обойдется в $121.
Правда, чиновники пока неофициально оперируют другими цифрами, называют ставки в $60-70, для Москвы - $80. Кстати, стоимость страхования будет зависеть не только от региона и водительского стажа, но и от марки автомобиля. Обязательное страхование иномарок будет стоить на порядок выше, таким образом, страхование АГО косвенно превратится в еще одну меру поддержки отечественного автопрома.
Права же потерпевшей в ДТП стороны сейчас определены более вразумительно. Принятый Госдумой летом закон называет страховую сумму, в пределах которой страховщик будет обязан возместить потерпевшим причиненный вред. Компенсация вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших, предусматривает 240 тыс. руб.
В случае же если вред был причинен одному потерпевшему, страховая сумма составит не более 160 тыс. руб. Компенсация за поврежденное в результате ДТП имущество нескольким потерпевшим по максимуму может составить 160 тыс. руб., а одному - не более 120 тыс. руб.
Нормативно-
финансовый голод
Однако для внедрения обязательного страхования автогражданской ответственности, помимо тарифов, правительство должно принять еще около 10 нормативных актов, а времени остается не так уж много. Пока из большого пакета есть только два варианта правил страхования по этому виду страховой деятельности, один из них подготовлен Российским союзом автостраховщиков (РСА), другой - департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Есть серьезные проблемы и с финансированием. Так, Правительство РФ объявило о решении отложить вступление в силу обязательного страхования для госавтотранспорта минимум на полгода - до 2004 года, мотивируя это тем, что в бюджете на 2003 год средства на страховку ведомственных автомобилей выделить невозможно. (Это положение касается не частных автомобилей, а только государственных!)
Как пояснил заместитель министра финансов Михаил Моторин, правительство пошло на этот шаг, поскольку пока неясно, какую сумму на страхование автогражданской ответственности закладывать в бюджет.
Но объяснение замминистра можно поставить под сомнение. Ведь у всех государственных предприятий находятся средства на ликвидацию последствий ДТП, и средства на страхование могут быть выделены из этих сумм. Общее же число государственных машин в России - 2 млн из 33 млн зарегистрированных.
Не готова к вступлению в силу закона ГИББД, где затраты на создание необходимого программного обеспечения и техническое оснащение оцениваются в $25 млн. Еще около $10 млн необходимо на декларируемую законом компенсацию страховых взносов 287 тыс. инвалидов, получивших автомобили через органы социальной защиты.
В стане
страховщиков
Один из самых злободневных вопросов для страховых компаний в связи с приближением даты 01.06.2003 связан с лицензированием. Условия лицензирования в обязательном страховании АГО пока не разработаны.
В департаменте страхового надзора Минфина РФ обещают, что привычная процедура лицензирования будет специально откорректирована под `автогражданку`. Прежде всего, внимание будет сосредоточено на проверке платежеспособности компаний.
Слишком жесткие требования тоже никому не нужны, иначе к 01.06.2003 в России будет всего несколько страховщиков с лицензиями и они не смогут обеспечить обязательное страхование АГО на всей территории страны, поэтому в остальном процесс лицензирования предполагается упростить.
Сами страховщики при подготовке к вступлению закона в силу проявляют гораздо больше расторопности, чем государевы люди. Так, петербургский филиал `РОСНО` ставит перед собой задачу к концу 2003 года заключить в Петербурге не менее 80 тыс. договоров обязательного страхования АГО и для этого предполагает открыть сеть представительств компании в различных районах города.
Первое представительство откроется в самом насыщенном автосалонами районе по проспекту Энергетиков. Всего же филиал `РОСНО` в 2002-2003 гг. планирует истратить на мероприятия по подготовке к введению обязательного страхования АГО от $750 тыс. до $1 млн.
Другим путем пошла СК `Русский мир`. Здесь заключили договор с ОАО `Промышленно-строительный банк`, и с 1 июля в городских филиалах и отделениях ПСБ началась продажа полисов страхования АГО `Русского мира` (клиентам ОАО `Промышленно-строительный банк` предоставляется 10%-я скидка).
Сейчас в филиалах ПСБ предлагают на выбор два типа полисов страхования АГО со страховой суммой 100 тыс. и 200 тыс. руб. при сроке страхования 1 год, и при вступлении закона в силу `Русскому миру`, который будет иметь к тому моменту уже признанную клиентами сеть, останется только подкорректировать тарифы.
Все претендующие на участие в обязательном страховании АГО петербургские страховщики сейчас совершенствуют пакеты предложений для клиентов, а также собственные службы аварийных комиссаров или рассматривают возможности расширения сотрудничества с компаниями, специализирующимися по аварийному сопровождению.
Все СК заняты поиском площадок под продажу полисов АГО. Потенциально такими площадками могут выступить городские автосалоны (в части из них продажа полисов уже налажена) и АЗС.
В декабре планируется провести всероссийское совещание страховщиков, на котором будут обсуждать введение в России обязательного страхования автогражданской ответственности, практическую реализацию концепции развития страхования, итоги и перспективы развития национального страхового рынка и роль страхования в экономике страны.
|