Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Рынок страхования АЗС ожидает передел - ЭиВ N 42 (429)
СТРАХОВАНИЕ
Рынок страхования АЗС ожидает передел
No. 42 (429) 27.10.2002
Игорь ЧУБАХА
Страховщики готовы предложить владельцам АЗС довольно широкий спектр услуг - от обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в силу требований Закона `О промышленной безопасности опасных производственных объектов` (ред. от 07.08.2000) до минимизации налогов через страхование жизни и большинства видов имущественного страхования



Позиция страховщиков



Если с обязательным страхованием все относительно ясно, то в добровольном страховании страховщики видят достаточно привлекательную сферу для приложения собственных сил.

Наталья Семенова, эксперт отдела страхования ответственности страховой группы `Спасские Ворота`, сообщила: `В нашей компании разработано комплексное предложение для АЗС, дающее возможность максимально полной страховой защиты не только по обязательным видам страхования. У нас в Петербурге накоплен опыт страхования объектов - источников повышенной опасности, поэтому процесс оформления договора и полиса страхования осуществляется в короткие сроки`.

Более конкретен главный андеррайтер СО `Прогресс-Нева` Александр Потитов: `Кроме ответственности АЗС в этой сфере мы несколько раз страховали строительно-монтажные работы, имущество как залог при получении кредита и при лизинге оборудования и другие имущественные риски`.

Аргументы страховщиков достаточно разумны. На практике каждый директор АЗС держит вне оборота некоторую сумму на случай форс-мажорных обстоятельств. Страхование же позволяет предельно уменьшить эту сумму, а резервы пустить в оборот.

Кроме того, любая страховая фирма в случае страхования гражданской ответственности перед третьими лицами берет на себя бесплатное юридическое обслуживание застраховавшейся стороны, чтобы свести размеры выплат к минимуму.

Ну и третий плюс - это то, что при страховании любого проекта страховщик, чтобы определить стоимость страховки, проводит собственную экспертизу. И значит, если страховщик выставляет не запредельные тарифы - его экспертиза свидетельствует о высокой надежности проекта. То есть клиент получает косвенную оценку своих начинаний.



Позиция АЗС



Однако, несмотря на оптимизм противоположной стороны, владельцы АЗС пока проявляют осторожность. И тому тоже есть причины. Во-первых, достаточно посмотреть законодательные и нормативные акты разрешающих, лицензирующих и сертифицирующих госорганов, чтобы поверить в то, что нет в любом населенном пункте места более безопасного, чем территория АЗС. А значит, и реальная угроза жизни и здоровью находящихся рядом граждан и их имуществу сведена к минимуму.

Страховые же тарифы назначены или нормативно, без учета реальной вероятности, или привнесены из других, `менее безопасных`, областей и - цитируя владельцев АЗС - в обоих случаях завышены. Именно поэтому во исполнение обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта владельцы АЗС почти исключительно все выбирают минимальный тариф. Для них это всего лишь форма еще одного налога.

Во-вторых, в частной беседе один из директоров (наемный работник) АЗС сообщил: `Представьте, что у меня произошло ЧП. В этом случае я сделаю все возможное, чтобы его замять, чтобы эта история не просочилась ни в органы госконтроля, ни в прессу, не дошла до ведома моего начальства. Страховая же компания в страховом случае при определении размеров ущерба руководствуется только официальными документами. А значит, огласки не избежать. Мне это надо?`.

Добавим к этому еще и низкий уровень общей правовой грамотности клиентов. Поэтому лицо, пострадавшее в той или иной мере при ЧП на АЗС, далеко не всегда спешит обратиться с требованием о возмещении ущерба.



Рыночные отношения



В ходе опроса основными игроками в этой области называли `Ингосстрах-СПб`, `РОСНО`, `РЕСО`, `Прогресс-Нева` и `Русский мир`. Базовые тарифы по обязательному страхованию АЗС утверждены ВСС в стандартных `Правилах страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте`.

На итоговый тариф влияют такие факторы, как расстояние от жилой зоны, срок эксплуатации АЗС, емкость резервуаров, количество топливораздаточных колонок, и некоторые другие. Причем данные коэффициенты могут увеличивать тариф в 2-3 раза. Естественно, что при большом количестве АЗС страховщики готовы пойти навстречу и предоставить скидку.

Наталья Семенова отметила: `Решение страховаться у конкретного страховщика, как правило, принимает региональный директор, если у нефтетрейдера в целом нет централизованной системы решения вопросов страхования. При выборе же страховщика свою роль играют и тарифы, и политические интересы, причем больше последние, поскольку, во-первых, тарифы у всех приблизительно одинаковые, а, во-вторых, стоимость страхования по данному виду достаточно невысокая`.

Начальник отдела страхования имущества СК `Русский мир` Виктор Алексеев уточнил: `В последнее время гораздо важнее даже не сам тариф, а объем страхового покрытия`.

Причем все опрошенные респонденты единодушны в том, что на этом рынке есть место для новых страховщиков. А с учетом участившейся смены владельцев АЗС ввиду прихода на рынок вертикально-интегрированных нефтяных компаний можно всерьез рассчитывать на передел сфер влияния страховых игроков.

Впрочем, в рыночной ситуации есть еще один ракурс. На самом деле требование обязательного страхования АЗС в Законе `О промышленной безопасности опасных производственных объектов` не столь однозначно и признается даже не всеми страховщиками.

Так, начальник отдела страхования имущества СК `Русский мир` Виктор Алексеев заявил: `Для АЗС нет обязательных видов страхования. АЗС не подведомственны Госгортехнадзору, поэтому на них не распространяется даже страхование ИПО`.

Однако нынешняя редакция закона требует: `Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте`.

И до последнего времени Лицензионная палата банально не выдавала лицензии незастраховавшимся АЗС. Однако сейчас в связи с подписанным М. Касьяновым 28 августа постановлением Правительства РФ N 637 `О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки` вопрос лицензирования АЗС перешел в сферу компетенции нефтяной инспекции. Так что без неких нововведений не обойдется: ведь у каждой госструктуры - свой подход.

Впрочем, особо хозяевам АЗС обольщаться не стоит, во всех действиях правительства отчетливо прослеживается тенденция на расширение спектра обязательного страхования. И вряд ли топливный рынок минет чаша сия.



Другие материалы рубрики
СТРАХОВАНИЕ
17.03.08Частник не хочет работать за идею
Процесс взаимопроникновения двух моделей медобслуживания в Петербурге уже начался
17.03.08Богатое ОМС - новые проблемы
Правительства Петербурга и Российской Федерации параллельно занимаются реформой здравоохранения
10.03.08Страховщиков расставили по местам
Аналитический центр `Эксперт Северо-Запад` составил рейтинг региональных страховых компаний по итогам 2007 года
20.08.07`МАКС-М` решит спор в суде
20.08.07Ущерб от стихийных бедствий возместит страховка
20.08.07Группа АСК пополнила портфель заказов
20.08.07Страховщики нацелились на коттеджи
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru