К экономике Республики Коми сегодня ощущается повышенный интерес инвесторов
Ожидается солидный приток средств в нефтяной комплекс. Ведь за последние годы подконтрольные структуры НК `ЛУКОЙЛ` не смогли начать разработку ни одного нового месторождения. Изношена и сеть трубопроводного транспорта республики. Все это требует больших вложений. Кроме того, в ОАО `ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка` модернизируют производство по переработке нефти.
Еще одна точка приложения капитала - угольный сектор. За восемь месяцев выпуск продукции промышленности Коми края вырос до 39,4 млрд руб. (+0,4%).
Начало года для республики выдалось нелегким, но благодаря положительной динамике, в частности в августе (+2,7% к аналогичному периоду 2001-го), и был достигнут рост производства по итогам восьми месяцев. Это указывает на стабилизацию дел в ведущей угольной отрасли. Поэтому в правительстве РК и сочли, что сейчас самое время выставить на торги акции угольщиков, принадлежащие государству.
Разумеется, инвесторы хотят приобрести контрольные пакеты акций шахт Воркуты и Инты. А для этого реализации федерального пакета недостаточно. У Минимущества РФ только 38,41% ОАО `Воркутауголь`. Поэтому даже если к нему добавить, допустим, 14,46% акций, которыми владеет ОАО `Северсталь`, все равно для эффективного управления предприятием мало.
А вот одновременная продажа пакетов ценных бумаг, находящихся в ведении правительства Республики Коми (21,89% акций ОАО `Воркутауголь`), обеспечивают достаточный контроль над воркутинскими угольными шахтами. Это косвенно увеличивает ценность 60,5% акций ОАО `Интауголь`, которые намерено выставить на торги Минимущество РФ: можно приобрести разом всех угольщиков.
Кстати, если СУАЛ станет собственником угольщиков, то скорее всего осуществится и его совместный проект с РАО `ЕЭС` о модернизации Печорской ГРЭС (ее новые энергоблоки должны сжигать местный уголь).
Однако реализацию всех этих планов притормозили местные депутаты, которые считают, что пока на мировом рынке не сложилась благоприятная конъюнктура для сбыта энергетических углей, приватизировать угольные предприятия рано.
С таким же успехом можно ждать, когда рак на горе свистнет. Впрочем, скорее всего депутаты дождутся, что в Правительстве РФ урежут транши из федерального бюджета. Если в республике есть что продать, зачем же тогда ее субсидировать? В таком случае депутаты станут сговорчивее. Но вот не упадет ли тогда цена продаваемых акций угольщиков?
Наконец, ждут инвестиций и в транспортный комплекс Республики Коми. В 2002 году сюда из всех источников вложат 149,1 млн руб., а в 2003-м - 172,4 млн руб. Эти средства Минтранс РФ выделяет в первую очередь на строительство аэропорта в Сыктывкаре и гражданского сектора аэродрома Советский в Воркуте, на обновление изношенного автобусного парка, а также на содержание водных путей Печорского и Вычегодского речных бассейнов.
Кроме того, в республике пытаются выбить дополнительные средства на ремонт автодорог, ссылаясь на то, что в целом до 66% грузов в республике перевозят автотранспортом, а 70% лесовозных трасс изношено, 52% трасс - с непрочным покрытием. Это создает препятствия для движения тяжеловозов, которые сегодня вывозят лес. А без них лесной бизнес республики не может нормально развиваться.
Особая статья инвестиций - железнодорожные проекты. В конце сентября холдинг СУАЛ открыл в РК свою частную железную дорогу (158 км), проложенную от Среднетиманского месторождения бокситов до магистралей Министерства путей сообщения России.
По ним сырье отправляется на алюминиевые заводы в Свердловской области - Уральский и Богословский. Строительство дороги обошлось заказчику в $0,5 млн за километр, что в шесть-десять раз дешевле, чем схожие проекты МПС. Хотя, заметим, сравнивать промышленные железные дороги и магистрали МПС, в принципе, не совсем корректно. Однако когда разница в стоимости прокладки путей значительная, тут, согласитесь, есть о чем задуматься...
Намечено также продолжить строительство железной дороги `Белкомур` (есть договоренность между администрацией Архангельской области и правительством Республики Коми). Стоимость проекта оценивается в $1,25 млрд. И сегодня в двух субъектах Федерации ищут способы привлечения внебюджетных средств.
Наконец, солидные инвестиции поступают в сектор телекоммуникаций, где развиваются соперничающие друг с другом сети мобильной связи МТС и `МегаФон`.
|