Cегодня жители калининградского анклава чувствуют себя иностранцами в родной стране: ведь им, чтобы доехать в материковую Россию через Литву, потребуется пусть упрощенная, но виза...
В Литве говорят: мол, и пошли бы на уступки России, так Евросоюз не велит. Иначе не видать литовцам обещанных шенгенских виз. А ведь кто-то из чиновников Литвы мечтает на этом сделать бизнес: спрос на гражданство стран Балтии (после вступления в Евросоюз) в России и в других государствах СНГ сразу возрастет. Это даст возможность, например, российским предпринимателям свободно, без виз перемещаться по Европе... Поэтому, рассуждают эти чиновники, какие такие уступки калининградцам?
Обещать пойти на них - одно, а вводить их на самом деле - зачем? Больше административных барьеров - значит дороже услуги по предоставлению в Литве гражданства, дарующего пропуск в Евросоюз.
Вполне закономерно, что в Литве с радостью начнут городить все новые преграды для перемещения российских граждан и товаропотоков. Чем больше их сейчас введут, тем потом больше будет поводов для торга с российским правительством. Ведь этой маленькой стране так хочется играть роль большого посредника между Западом и Россией.
Только вот незадача: российское правительство уже не раз подчеркивало, что готово развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми соседними странами. Однако в посредниках для разговора с Западом не нуждается. А если такие услуги понадобятся, то посредники найдутся где-нибудь в другой стороне, скажем в Азии.
Китай - член Всемирной торговой организации. Чем не посредник? С китайцами сегодня проще договориться, чем с литовцами. Да и отечественные грузовики теперь стали ездить чаще в Китай, чем в Литву: очень выгодны рейсы, если обслуживать контракты, в которых участвуют представители солидных предприятий КНР...
Наконец, есть и альтернативные варианты сообщения с анклавом. Не случайно премьер-министр России Михаил Касьянов последнее заседание Морской коллегии при Правительстве РФ перенес в Балтийск. Там обсуждались четыре основных вопроса, касающихся обеспечения национальных интересов нашей страны на море.
Во-первых, было решено строить новый порт рядом с военно-морской базой в Балтийске. В перспективе там появится 12 глубоководных причалов. А к Новому году должна открыться ролкерная паромная переправа, которая свяжет Петербург и анклав.
В ближайшее время предстоит определить, сколько будет стоить морской переезд пассажира со своей машиной на пароме. Калининградцы также ожидают, что цена билета будет чуть меньше, чем на железной дороге, где львиную долю стоимости составляет оплата услуг Литовской железной дороги.
Второй вопрос касался взаимодействия органов исполнительной власти и военных моряков. Как, с одной стороны, укрепить безопасность страны (этот механизм отрабатывался в ходе недавнего сбора-похода Каспийской флотилии), а с другой - оптимально использовать имеющиеся у военных моряков ресурсы для нужд торгового мореплавания.
В-третьих, впервые за последнее время на правительственном уровне признана необходимость увеличения доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов как составная часть морской политики на Балтике. Ранее эта проблема не выходила за рамки полномочий Минтранса РФ.
Четвертый вопрос - федеральная поддержка рыбопромышленного комплекса Калининградской области, который сегодня обеспечивает около 10% общероссийской добычи морепродуктов и поставляет на отечественный рынок почти треть производимой в стране рыбоконсервной продукции.
Единственное, что пока осталось тайной, - источники финансирования всех этих проектов. Их М. Касьянов уклончиво пообещал поискать. А потом премьер заметил, что `бизнес должен чувствовать себя в анклаве комфортно`. А это значит, что инвестиции в Калининградской области должны быть защищены, а налоговая политика - стать стабильной.
Отсюда следует, что, скорее всего, будут прорабатываться некие схемы государственно-частного партнерства, которые и должны сформировать инвестиционные потоки в анклав.
И все же калининградцам эти заверения не прибавили уверенности в завтрашнем дне. Ведь ни для кого не секрет, как в России оказывают господдержку. Скажем, реальные убытки Калининградской железной дороги по перевозкам пассажиров гораздо больше, чем те 300 млн руб., что выделены из бюджета для их компенсации.
|