Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Петербургский студент-2002 - ЭиВ N 40 (427)
ОБРАЗОВАНИЕ
Петербургский студент-2002
No. 40 (427) 14.10.2002
Ерофей АЛЕКСЕЕВ
(опыт использования компьютерной социологической программы для анализа образовательного процесса в вузе)
Проведенный социологический опрос призван апробировать компьютерную программу `Социологическое сопровождение образовательного процесса`, позволяющую повысить качество управления работой высшего учебного заведения и системы образования в целом



Опрашивались студенты пяти вузов Петербурга (всего 2430 человек).

Решающим фактором получения высшего образования сегодня оказываются не способности молодого человека, а социальный статус его родителей, их материальное положение.

Тревожно, что сельская молодeжь России практически отлучена от столичных высших учебных заведений. В исторической перспективе это может иметь неблагоприятные и даже опасные последствия.

Налицо тенденция к созданию замкнутой элитарной системы высшего образования, обслуживающей в первую очередь экономически благополучную часть городского населения. Это обедняет интеллектуальный потенциал общества, усиливает социальное неравенство. А политика приeма в высшие учебные заведения должна способствовать поступлению молодeжи, имеющей трудовой стаж, а также юношей, отслуживших в Российской армии (особенно в `горячих точках`).



Мотивы

поступления в вуз



О характере этих мотивов можно судить по следующим данным (процент подсчитан к общему числу опрошенных):



Интересовала специальность - 57,6%



Посоветовали родители - 30,2%



Нужен документ о высшем образовании - 24,2%



Чувствовал призвание к данной деятельности - 21,2%



Привлекла известность вуза - 20,1%



Не было другого выхода - 11,0%



Посоветовали друзья - 10,9%



Было все равно, куда поступать - 7,5%

Общая сумма превышает 100%, так как участник опроса мог отметить несколько мотивов.

Явно преобладает профессиональный мотив - интерес к будущему виду деятельности. Это хорошая психологическая предпосылка для успешного обучения и профессионального самоопределения.

В то же время нельзя игнорировать тот факт, что около 40% молодых людей при поступлении в вуз не питали большого интереса к профессии, руководствовались иными мотивами. Следовательно, вопросы дальнейшей профессиональной ориентации остаются актуальными и для студенческого контингента.

Очевидно также, что отмена вступительных экзаменов, заочный отбор абитуриентов по любым формальным показателям нанесут огромный ущерб высшей школе, так как среди студентов вуза увеличится число случайных молодых людей, просто набравших проходной балл.

Анализ показал: только каждый пятый студент максимально старается в учeбе. То есть интеллектуальный потенциал молодых людей задействован далеко не полностью, многие из них могли бы учиться успешнее (с большим интересом и старанием). Петербургские вузы располагают значительным резервом повышения познавательной активности студентов: около 40-60% из них могут учиться гораздо успешнее.



Стимулы обучения



Стимулирует учебу педагогическое мастерство преподавателя, его умелое словесное объяснение, так как оно эффективнее прямолинейной требовательности и формальной строгости.

На первое место 87,7% респондентов поставили `умение преподавателя излагать материал, объяснять`, на второе - `глубокое знание своего предмета` (55,8%), на третье - `чувство юмора` (53%). При этом любопытно отметить, что на последнем месте (!) оказалась такая характеристика, как `увлеченность наукой` - 12%.

Итак, `эталонный` портрет преподавателя, с точки зрения студентов, достаточно чeтко обрисован: специалист, хорошо знающий свой предмет, интересно излагающий материал, обладающий чувством юмора и умеющий общаться с молодeжью.

Анализ полученной информации вскрывает следующий характерный факт: 42% опрошенных студентов отмечают, что в дальнейшем намерены стать профессионалами в своeм деле, однако только 10% оценивают `профессиональные достижения` как одно из благ, необходимых человеку, чтобы почувствовать себя счастливым.



Представления

о будущей работе



Важнейшим показателем работы вуза является характер представлений о будущей профессии и работе, которые складываются в сознании студентов (см. диаграмму 2).

В целом профессиональные ожидания студентов сдержанны. Ни одна из позиций не набрала даже 50% голосов. Молодeжь не даeт волю иллюзиям и ненужным фантазиям.

Наиболее распространенные профессиональные ожидания связаны с тем, что работа будет интересной, позволит совершенствоваться в избранной сфере деятельности. Многие рассчитывают на хороший заработок, мечтают сделать карьеру.

Только одного из десяти молодых петербуржцев беспокоит проблема трудоустройства по специальности.

Можно сделать вывод, что у большинства студентов складываются позитивные представления о своей будущей работе, формируется по-настоящему деловой настрой на перспективу. Какими могут быть последствия формирующегося у студентов отчужденного отношения к профессии?

Если профессиональный труд является сложным по содержанию, требует инициативы и творческого подхода, последствия будут негативными. Ибо для инициативных действий и творческих решений необходимы мобилизация всех ресурсов личности, высокое напряжение интеллектуальных, эмоционально-волевых усилий специалиста. Требуются поглощенность делом, высокая самоотдача, определенное слияние жизненного и трудового процесса.

Отчужденное отношение к профессии будет серьeзно препятствовать такому поведению.

Возникает опасность, что через 15-20 лет наша страна станет испытывать острую нехватку в инженерах как таковых, в грамотных технологах, способных конструкторах, пытливых исследователях. Бойкие и хваткие менеджеры, финансисты и клерки (даже с зарубежными дипломами) не смогут заменить увлеченных и талантливых специалистов по конкретным сферам деятельности. Обобщая некоторые данные, отражающие динамику профессионального становления студента, можно

утверждать, что в ходе этого процесса акценты постепенно смещаются с учебы как таковой на практические аспекты деятельности и решение жизненно-бытовых, материальных вопросов.



Выводы и предложения



Петербургская высшая школа в целом успешно справляется со своими основными задачами, осуществляя подготовку квалифицированных специалистов, ориентированных на профессионально-трудовую деятельность, продолжение образования, позитивно настроенных в отношении будущей работы.

Большинство студенческой молодежи удовлетворены учебой и дают положительную оценку своим вузам. Однако потенциал высшей школы используется не полностью. Для улучшения работы вузов можно сформулировать ряд наиболее значимых на сегодня задач:

- необходимо принять комплекс социально-экономических и организационных мер, реально обеспечивающих равную доступность высшего образования всем социальным группам населения;

- вузам следует совершенствовать систему приемных экзаменов, включая в них элементы профессионального отбора, отдавая предпочтение наиболее способным абитуриентам, изначально ориентированным и предрасположенным к данной профессии;

- вся организация образовательного процесса должна в большей степени стимулировать учебную мотивацию различных категорий студентов;

- в ходе преподавания любого предмета необходимо оказывать каждому студенту индивидуальную психолого-педагогическую поддержку, помогая преодолеть ему учебные трудности, выработать более конструктивную позицию в отношении своего вуза и выбранной профессии;

- эффективная вузовская подготовка кадров должна сочетать собственно обучение с планомерным профессиональным воспитанием студентов (особенно на старших курсах);

- в систему управления вузом должен активно внедряться информационно-аналитический подход, позволяющий руководителям учебного заведения более глубоко, детально и оперативно отслеживать содержательные аспекты образовательного процесса.

Апробированная компьютерная программа `Социологическое сопровождение образовательного процесса` показала свою высокую эффективность и экономичность, она может быть рекомендована к широкому внедрению в практику управления высшими учебными заведениями.









Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru