Свой первый юбилей, пятилетний, отмечает Федеральная программа подготовки управленческих кадров (ее иногда называют президентской)
Наверное, многие вспоминают год ее рождения - 1997-й: тогда ненадолго выздоровевший Б. Ельцин в очередной раз потряс Россию нововведениями - `первый первый` и `второй первый` вице-премьеры (Чубайс и Немцов) призваны были влить свежую струю в застоявшуюся реку российского капитализма.
Программа переподготовки российских менеджеров за государственный счет была проектом Бориса Немцова. Первоначально шли разговоры о том, что обучать достойных будут за границей, но потом, как всегда, бедность подвела: учить решили в специально аккредитованных российских вузах, а заграничные стажировки организовывать за счет принимающей стороны. Однако иностранцы деньги тоже считать умеют: приглашают к себе только лучших и желательно на предприятия, родственные тем, что послали менеджера учиться.
Явочным порядком определилась квота: стажироваться выезжают примерно 30% выпускников программы. Пять тысяч человек ежегодно выпускаются, из них полторы тысячи едут за границу. Стабильность...
Призыв Немцова
Под него могут попасть молодые менеджеры (до 40 лет), работающие на российских предприятиях. У программы два существенных плюса. Первый - относительно невысокий конкурс (2,5-3 человека на место). Второй - простота оформления заявки и прохождения тестирования: достаточно заполнить анкету и иметь рекомендацию с предприятия. Правда, чуть позже к этим требованиям добавилась обязанность написать что-то вроде небольшого бизнес-плана того проекта, который претендент на место намерен в будущем реализовывать, и сдать несложный экзамен по иностранному языку. В других программах, бывает, нужно готовить серьезнейший бизнес-проект и сдавать специальный языковой экзамен.
Есть и минусы. Первый из них - российская часть обучения занимает 600 часов. Это очень много: или полгода с отрывом от производства, или год по заочно-вечерней форме. Не каждое предприятие согласно отпускать менеджера на столь долгий срок, да еще с перспективой его последущей зарубежной стажировки.
И еще одно: на оплату обучения каждого бюджет выделяет всего $1,5 тыс., то есть $2,5 за академический час. Это в 2-3 раза меньше, чем хотят получать лучшие бизнес-школы. Первоначальные соображения престижа уже отошли на второй план, и теперь учить бюджетников не всегда вызываются те учебные центры, которые были бы идеально подходящими для них.
Региональные отделения Комиссии по организации и обучению управленческих кадров есть во всех регионах страны. Например, офис петербургского отделения занимает несколько кабинетов в здании КЭРППиТ городской администрации.
Все выпускники
думают одинаково
Накануне торжественных заседаний, прошедших 10-11 октября, петербургские выпускники и организаторы программы провели в Политехническом университете `круглый стол`, на котором обсудили накопленный за пять лет учебный опыт. Высказанные ими мысли должны стать основой юбилейного доклада.
Участники `круглого стола` разделились на три группы - в зависимости от того, какие части программы они хотели обсудить: `Власть`, `Высшие учебные заведения` и `Выпускники` (последние сразу же объединились с группой `Реальный сектор`). Когда группы вынесли на всеобщее обсуждение сформулированные ими суждения о ходе реализации программы, оказалось, что мнения участников совпали.
Итак, программе мешает то, что:
Информация о выпускниках программы не поступает на рынок труда. Выпускники не проявляют себя на рынке не только рабочей силы, но и работодателей, то есть не проявляют корпоративной заинтересованности в том, чтобы принимать на работу своих однокашников.
У программы весьма слабая PR-поддержка: она почти неизвестна в кругах ее потенциальных участников.
Обучение по программе носит недостаточно практический характер, оно излишне академично; выпускники пришли к выводу, что из-за недостаточного финансирования к программе не могут быть привлечены лучшие преподаватели, но в таком случае проводить занятия могли бы сами выпускники; это пока не происходит.
Очень часто предприятия проводят формальный отбор направляемых на обучение; прозвучало даже мнение, что если бы они оплачивали хотя бы 50% стоимости обучения, то подходили бы к отбору гораздо сознательнее. Правда, возникает опасность, что при таких условиях от участия в программе будет отсечен малый и средний бизнес.
Кроме того, говорилось о необходимости повышения возрастного ценза для поступающих, например, до
45 лет; о гарантиях профессионального роста для них (отучился - поднимись на
2-3 ступени); о том, что хорошо бы городу дать выпускникам проявить себя в системе городского заказа... В общем, хотели как лучше, а получилось - как позволил наш доморощенный рынок.
|