Лесопромышленный форум в Петербурге проходит в те дни, когда в Правительстве и в Госдуме РФ рассматривается программа, которая определит основные направления развития лесной отрасли на ближайшие 10 лет. Общая ее стоимость оценивается не менее чем в $20 млрд
Основных программных документа два: это `Концепция развития лесного хозяйства` Минприроды РФ и `Основные направления развития лесной промышленности` Минпромнауки РФ. Оба они предполагают умеренный список реформ и различаются лишь степенью их либерализма.
Причем в Минприроды РФ поначалу стремились просто подлатать старую законодательную базу, из-за чего его концепцию в июле правительственные эксперты `завернули` для серьезной доработки. Вероятно, не без помощи Союза лесопромышленников России, где постоянно жалуются, что до 80% предложений, поступающих в Минприроды от лесопромышленников, `теряются в коридорах министерства`, а `структура управления постоянно передергивается`. Поэтому в союзе даже предлагали создать особый федеральный орган, управляющий лесным хозяйством...
Министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов пояснил, что основная задача выдвинутой его министерством программы - создать условия для удовлетворения растущего спроса на высококачественную продукцию российского ЛПК и укрепить позиции отечественных экспортеров бумаги, картона и мебели.
В октябрьском пакете документов Минприроды РФ центральное место по-прежнему занимает проект лесного кодекса. Суть новшеств - в разграничении полномочий федеральной, региональной и муниципальных властей и усилении госконтроля за лесопользованием.
Предусматривается также ввести добровольную сертификацию лесов и создать привлекательные условия для инвестиций в ЛПК (в частности, привлечь государство для расширения объемов лизинговых компаний по приобретению деревообрабатывающего оборудования)...
Таможня не хочет
терять доходы
Еще одно направление реформ - совершенствование таможенного законодательства (выгоднее вывозить из России не сырье, а готовую продукцию). Одна из мер - постепенное увеличение пошлин на вывоз отдельных видов кругляка при одновременном снижении ставок на мебель, бумагу и картон.
Первые подвижки в этом направлении уже есть: в частности, с февраля 2002 г. отменены пошлины при вывозе бумаги, картона и лесоматериалов, с 22 сентября - на древесную массу, а с июля вдвое (до 5%) снижены пошлины при экспорте фанеры и мешков.
В ГТК РФ полагают, что развитие продаж за рубежом изделий российского ЛПК с добавленной стоимостью сдерживает высокие ставки пошлин. В первую очередь заслуживают послабления российские мебельщики...
Однако в ГТК против резкого введения пошлин, близких к запретительным, на экспорт сырья. Таможенники согласны с выводами экспертов Союза лесопромышленников России, что в этом случае отечественный ЛПК ожидает шок от падения доходов. К тому же сегодня уровень пошлин и так немаленький: на вывоз необработанной древесины - 10%, а на лес ценных пород - 20%.
При этом на необработанную древесину приходится почти половина всего российского лесного экспорта (в 2002 г. ее экспортировано в ЕС 15,4 млн кубометров и в Азию - 21,9 млн кубометров), а доля российских поставщиков на европейском рынке пиломатериалов не превышает 10%.
В Минэкономразвития относятся к выводам Минприроды, ГТК и Минпромнауки РФ скептически: ведь эти ведомства заинтересованы в определенных направлениях реформ ЛПК, которые могут расходиться с нуждами отечественной экономики в целом. Поэтому в Минэкономразвития предлагается создать межведомственную рабочую группу по реализации стратегии развития ЛПК России до 2015 г., где могли бы готовить решения для Правительства РФ по стратегическим проектам (долгосрочная аренда и передача лесных участков в концессии, привлечение инвестиций под ликвидные активы, включая залог лесосырьевых ресурсов).
В Минэкономразвития, судя по всему, ищут некий компромиссный вариант реформ, который предполагает сдерживание темпов роста в сфере заготовок сырья до 1-2% в год и в то же время стимулирование увеличения лесопереработки до 6-10% в год. Так удастся обеспечить и средние темпы роста ЛПК на уровне, близком к среднему по России, и добиться в отдаленной перспективе ожидаемых структурных сдвигов.
В Комитете Госдумы по природным ресурсам и природопользованию уверены, что все эти реформы должны проводиться под госконтролем и с учетом обеспечения равных условий для развития различных регионов, в том числе учитывая равноудаленность пользователей от лесных ресурсов.
Сегодня баланс развития ЛПК начинает приближаться к модели Минэкономразвития: по данным Госкомстата, его предприятия за 8 месяцев 2002 г. увеличили объем производства к аналогичному периоду 2001-го на 2,6%. При этом вывозка древесины уменьшилась до 61 млн кубометров (-3,5%), а производство изделий из нее, наоборот, увеличилось: древесно-стружечных плит выпущено 1,7 млн кубометров (+3,3%), товарной целлюлозы 1,5 млн тонн (+6,4%), картона 1,6 млн тонн (+10,3%)...
Впрочем, практика показывает, что существует множество обстоятельств, способных повлиять на динамику потребления продукции деревопереработки. Например, ситуация в строительстве. Из-за сужения спроса в этом секторе, в частности, упал выпуск пиломатериалов (-4%), оконных и дверных блоков (-5,1 и -5,3% соответственно), паркета (-6,2%) и компонентов для сборки готовых деревянных домов (-13,4%)...
Низкая платежеспособность населения и постоянный рост цен на российскую мебель (последний скачок цен зафиксирован, например, в сентябре 2002 г. - у некоторых производителей на 5-10%) не позволяют расширять ее производство. С 1998-го оно ежегодно снижается на 8-10%...
Если подобные нюансы не будут учтены в планах правительства, то вряд ли программы госрегулирования лесозаготовки и переработки дадут ожидаемый эффект. Однако и ждать больше нельзя, иначе могут развиться те кризисные явления в отрасли, которые наметились в предыдущие годы.
Один из индикаторов - сокращение реальных инвестиций в этот, казалось бы, прибыльный сектор. В 1999-2001 гг. иностранные инвестиции сюда не превысили $65 млн. А в 2002 г. скудный ручеек капвложений в российский ЛПК уменьшился еще на 23%.
Отрасль теперь на 87% вынуждена развиваться за счет собственных ресурсов.
У регионов -
своя точка зрения
В субъектах РФ видят свой выход из создавшейся ситуации. В частности, пока в Правительстве РФ обсуждают федеральную программу лесопользования, в правительстве Ленобласти уже готовы действовать: здесь одобрили в первом чтении проект областного закона о целевой региональной программе `Леса Ленинградской области на 2003-2010 гг.` с бюджетом в 715 млн руб., из которых 97,5% выделяются на лесовосстановление.
Однако в других субъектах Федерации предпочли не спешить в надежде на то, что Правительство РФ удастся уговорить поделиться с регионами полномочиями. Ведь им, скажем, виднее, как лучше развивать транспортную инфраструктуру, по которой вывозится лес, какие леса можно перевести из одной категории в другую и какие участки выделить под долгосрочную аренду...
Инициаторы такой идеи подготовили в Правительство и Государственную Думу РФ пакет из сорока поправок в Лесной, Земельный и Бюджетный кодексы России.
|