Отмена пошлин, как считает президент Союза полиграфистов Петербурга Сергей Радванецкий, на ввоз мелованной бумаги и картона увеличит бюджетные поступления России более чем на $27 млн. Однако при этом пострадают интересы отечественных производителей бумаги, которые намереваются вложить инвестиции в производство `меловки`
Например, на последнем собрании акционеров Архангельского ЦБК одобрен проект по созданию первого в России производства мелованной бумаги. Причем если проект удастся реализовать, то бумага комбината окажется лучше и дешевле, чем сейчас выпускают, например, в Финляндии.
Есть планы расширения выпуска мелованной бумаги на петербургской фабрике объединения `Гознак` и в ОАО `Октябрь`, а картона - на Санкт-Петербургском ЦБК и в ОАО `Ступэкс`. Мощности последних двух предприятий должны существенно увеличиться к 2003-2005 гг. Правда, ни у одного из этих предприятий не хватит собственных средств (для реализации таких проектов на Западе требуется не менее $300 млн).
Однако в нынешних условиях (с учетом сохранения таможенных пошлин) есть надежда привлечь дополнительное финансирование, в том числе от иностранных финансовых институтов. В случае принятия предложения Союза полиграфистов Петербурга дешевле окажется закупать мелованную бумагу и картон (ТН ВЭД 4810) за границей.
Однако при этом выгадают и российские полиграфисты. Они утверждают, что Правительство РФ, поддавшись на уговоры представителей российских ЦБК, ввело в 1993 году протекционистские пошлины (15%) на ввоз бумаги из-за рубежа, по сути предоставив им длительный тайм-аут на реструктуризацию и привлечение инвестиций.
Только свое обещание поставщики не сдержали: мощности по выпуску мелованного картона удовлетворяют лишь около 30% потребности рынка, некоторые виды картона в России вообще не выпускаются, а мелованная бумага практически вся - импортная.
Если учесть, что затраты на бумагу или картон составляют не менее половины себестоимости высококачественной полиграфической продукции, то понятно, почему отечественная полиграфия оказывается неспособной конкурировать с зарубежными типографиями.
Действительно, по ряду причин, скажем, напечатать полноцветный журнал тиражом в 2-3 тыс. экземпляров в Таллине и доставить тираж в Петербург, если верить издателям, обходится в 1,5 раза дешевле, чем разместить этот же заказ в городе на Неве. Свои услуги предлагают и дилеры белорусских типографий. Они недавно обзавелись современным оборудованием и вышли на российский рынок. А в отдельных случаях заказ выгоднее разместить в Финляндии или в Швеции...
Неудивительно, что на российском рынке изделий высококачественной полиграфии доминируют иностранные поставщики. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов постоянный рост цен на печать в российских типографиях, способных выпускать аналогичные товары, что отпугивает ряд клиентов. Однако цены на бумагу нередко оказываются тем фактором, который влияет на выбор клиента.
В западных странах полиграфический бизнес считается одним из самых рентабельных - по годовому обороту эта отрасль занимает 4-е место в мире! По косвенным данным, владельцы типографий Москвы и Петербурга тоже должны получать неплохие доходы (у них дешевая рабочая сила).
Однако в Союзе полиграфистов Петербурга уверяют, что рентабельность российских типографий невысока. А в целом экономические условия для ведения легального бизнеса в России неблагоприятные. В результате даже те отечественные предприятия, которые способны изготавливать продукцию, соответствующую мировым стандартам, отрезаны из-за высокой себестоимости конечного товара от внешнего рынка. Это
сужает перспективы развития отечественной полиграфии. Речь идет о рынке товаров на основе мелованных бумаг и картона, которые, по оценке экспертов, в 2000 году составили около половины из всей массы полиграфической продукции (ее объем оценивали в $1,8 млрд).
Оценить реальную конкурентоспособность российской полиграфической продукции сложно. Во-первых, непрозрачна структура затрат российских полиграфистов. Во-вторых, на Западе предлагают весь комплекс услуг, а, например, в Петербурге практически все типографии высококачественной печати ставят своим клиентам те или иные ограничения. Нужно хорошо знать нюансы полиграфического производства и потратить время, чтобы найти предприятие, где соизволят в указанные сроки выполнить конкретный заказ. Да еще и проследить за качеством работ...
Экспертам в Минэкономразвития РФ хорошо известны эти проблемы. Поэтому трудно сказать, будут ли приняты предложения о снижении таможенных пошлин на мелованную бумагу и картон на основе тех предложений, которые представил Союз полиграфистов Петербурга.
По-видимому, потребуются дополнительные обоснования: что целесообразнее - подождать еще несколько лет и посмотреть, как российские производители выполнят свои инвестиционные программы, или открыть бумажный рынок для западных производителей, тем самым поддержав других российских производителей-полиграфистов. Однако сама тенденция, которую отметили в союзе, не может оставаться без внимания: в России намечается ощутимый рост спроса на высококачественную продукцию полиграфии. Ежегодно ее потребление увеличивается в среднем на 50%.
Потребление мелованных бумаги и картона
в России, тыс. тонн
1999 г. 2000 г. 2001 г.
Всего 164,9 239,3 *
Отечественная продукция 54,5 66,6 *
Импорт 113,1 173,4 241,3
Доля импорта, % 68,6 72,5 *
* Данные отсутствуют |