Около десяти лет назад по инициативе Минтранса РФ в нашей стране начали создавать программу `Терминал`. К сожалению, сегодня эта идея на государственном уровне (как считают эксперты Института технологических проблем) практически похоронена. Однако в Петербурге продолжается реализация некоторых проектов, которые могут послужить базой для развития информационных технологий для обслуживания грузоперевозок
Шесть лет назад в рамках предполагаемой программы `Терминал` петербургская компания `Транском-Интер` разработала проект создания мультимодального комплекса `Балт-Терминал`, который предусматривал строительство сети передачи данных, связывающей в единую логистическую сеть 12 грузовых терминалов на границе Петербурга и Ленобласти. Три года спустя от проекта осталась только часть - предлагалось построить хотя бы один терминал такого типа (`Шушары-3`).
Это предложение год назад поддержала администрация Петербурга, одобрив Концепцию господдержки международного транспортного комплекса города на Неве (она предусматривала разработку схемы размещения терминальных комплексов на его территории).
В концепции подчеркивалось, что значительная часть непроизводительных потерь на транспорте связана с несовершенством информационного сопровождения грузопотоков. Однако чиновники продемонстрировали своеобразный подход к решению этой проблемы, посчитав, что лучше всего создавать информационно-логистические центры под своим контролем.
Практика показывает, что появление логистического центра фирмы `Ардис`, создаваемого при поддержке администрации Петербурга, как считают в Институте технологических проблем, вряд ли в ближайшее время поможет оптимизировать движение транспортных потоков, перекрещивающихся в городе на Неве, то есть улучшить координацию работы железной дороги, автомобильного и водного транспорта. У участников рынка слишком разные интересы даже для частичного объединения своих баз данных. А уж если возникает подозрение, что у кого-то в результате появятся преимущества...
А оснований для таких подозрений предостаточно. Например, почему в МПС России постоянно твердят о скоплении на подходах к российским морским терминалам ежесуточно до 9 тыс. вагонов с грузами по вине портовиков, если каждая заявка грузоотправителя перед этим согласуется с Минтрансом РФ и стивидорными компаниями? При этом в МПС скромно умалчивают, что только в I квартале 2002 года в российских портах не было обработано 3,2 млн тонн грузов из-за отказов железнодорожников принимать заявки от грузоотправителей.
Сейчас, когда данные железнодорожной статистики закрыты для СМИ, сведениями о перевозках можно манипулировать в ведомственных интересах. Однако это будет затруднительно, если каждый из участников рынка грузоперевозок сможет понять, откуда и как движутся в России товаропотоки...
Единственное место, где возникают естественные предпосылки для стыковки различных информационных потоков, - современные складские терминалы, услугами которых пользуются все участники рынка. Дело в том, что в логистической системе эти склады служат не столько для хранения грузов, сколько для перераспределения товаропотоков.
Иными словами, создают паузы в процессе доставки грузов, чтобы товары попали в нужное место точно в срок и в том виде, в каком их захочет получить потребитель (после подборки, сортировки, комплектации, временного хранения, растаможивания грузов...).
Сеть таких терминалов - вот катализатор развития информационных систем для обслуживания мультимодальных перевозок.
|