Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Информационная прозрачность как важнейшая предпосылка привлечения инвестиций - ЭиВ N 39 (426)
ИНВЕСТИЦИИ
Информационная прозрачность как важнейшая предпосылка привлечения инвестиций
No. 39 (426) 07.10.2002
Андрей ГАДАСИН, ведущий аналитик. Инвестиционное агентство `Пролог` (Петербург)
Зарубежная и отечественная практика свидетельствует о том, что нет ничего более важного для акционеров и потенциальных инвесторов, как получение своевременной, полной и достоверной информации об обществе. Раскрытие информации об обществе в большой степени обеспечивает привлечение капитала и поддержание доверия к обществу.

В российских условиях для акционеров подчас единственным способом получить какую-либо информацию об акционерном обществе является ознакомление с его годовым отчетом. Ни в законодательстве РФ, ни в иных нормативно-правовых актах не содержится перечень информации, которая должна включаться в годовой отчет.

Предусмотрены лишь самые общие обязанности руководства компании по информированию собственников: один раз в год им предоставляется отчет, структура которого определяется составителями отчета. Из всего годового отчета регламентирована только его бухгалтерская часть, что, к сожалению, не гарантирует необходимой прозрачности. Также немаловажна проблема получения у акционеров полной и адекватной информации о предприятиях.

Сегодня, как считают в ФКЦБ России, большинство российских акционерных обществ можно отнести к категории информационно закрытых. В этой связи нужно отметить необходимость предоставления своевременной и полной информации по всем существенным вопросам, касающимся деятельности компании, ее финансового положения, результатов деятельности, собственности и руководства в годовых отчетах компаний; необходимость регулярного составления и публикации отчетности в соответствии с общепризнанными стандартами отчетности (МСФО/ОПБУ США).

Практически не урегулированы вопросы, связанные с использованием информации, полученной от внутренних источников в компании (инсайдерской информации).

Между тем в мировой практике для обеспечения прав акционеров информация, помещаемая в отчет, должна содержать:

- результаты финансовой и операционной деятельности;

- задачи компании;

- сведения о крупных инвестициях в другие компании и связанном с этим распределением голосов;

- список членов правления и главных должностных лиц, а также получаемое ими вознаграждение;

- прогнозируемые факторы риска;

- сведения о работниках и других лицах, заинтересованных в деятельности компании;

- описание структуры и политики управления.

Чрезвычайно важно, каким образом и на основе каких стандартов составляется информация. Важно, чтобы акционерам своевременно предоставлялась отчетность, составленная в соответствии с МСФО или ОПБУ США, так как именно эти стандарты позволяют минимизировать риск приукрашивания реального положения дел в компании и предполагают реальную оценку активов, исходя из их возможности приносить предприятию доход.

Несмотря на то что наблюдается тенденция к составлению и публикации российскими эмитентами отчетности, составленной по МСФО или ОПБУ США, пока еще многие российские эмитенты, включая `голубые фишки`, либо вообще не составляют такую отчетность, либо делают это нерегулярно.

Хорошим ориентиром для компаний могут служить рекомендации по раскрытию информации об обществе, содержащиеся в главе 7 Кодекса корпоративного поведения, представленного ФКЦБ 4 апреля 2002 г. на IV заседании Координационного совета по корпоративному управлению.

Одна из важных рекомендаций кодекса - о разработке внутреннего документа общества (Положения об информационной политике общества), в котором могли бы найти отражение следующие вопросы:

1. Перечень информации, которую общество обязуется раскрывать. При этом, разумеется, объем раскрываемой информации должен быть различным, в зависимости от того, о каком обществе идет речь - акционерном или обществе с ограниченной ответственностью, а также насколько то или иное общество заинтересовано в привлечении дополнительных денежных средств.

2. Средства массовой информации, в которых раскрывается информация об обществе, в том числе наличие сайта в Интернете, на котором можно получить данную информацию; перечень информации, помещаемой на сайте общества.

3. Периодичность раскрытия информации, формы раскрытия информации.

В кодексе даны примерная структура и содержание годового отчета, подготовленные на основе зарубежного опыта.

Другие материалы рубрики
ИНВЕСТИЦИИ
08.12.08Придорожный бизнес взяли в оборот
08.12.08Миллион долларов – на страницу в сети
08.12.08Амбиции плюс трезвый расчет

Малый и средний бизнес в условиях кризиса демонстрируют чудеса изобретательности.
Главное – правильно выбрать свою «нишу»
08.12.08Новости рынка
01.12.08Хроника «пикирующего» предприятия
Волны финансового кризиса докатились до реального сектора экономики. Первым в Пскове испытанию на прочность подвергся завод “Псковкабель”, входящий в московскую группу компаний “Технология металлов”
01.12.08Синус удачи
01.12.08Новости рынка
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru