Проведение II съезда ЕАТС во время выставки `Транстек-2002` обеспечило представительство на нем целого ряда влиятельных московских чиновников и тем самым укрепило авторитет некоммерческой организации `Евро-Азиатский транспортный союз` (ЕАТС), которой сегодня поручено заниматься подготовкой III Международной евроазиатской конференции (она состоится в 2003 году)
Любопытно, что именно в кулуарах съезда обсуждались самые острые вопросы. А доклады, прозвучавшие на следующий день в рамках заседаний `круглых столов`, уже текли в спокойном, почти официозном русле. Ведь все понимали, что сейчас, как напомнил руководитель департамента координации транспортных систем и логистики Минтранса РФ Александр Кузнецов, идет сверка с международными стандартами, чтобы российские транспортные системы интегрировали с международными.
Все транспортники мира должны общаться на одном языке. Необходимо наладить эффективное взаимодействие между грузовладельцами и экспедиторами как в России, так и за рубежом. Это невозможно без продвижения на рынок новых технологий...
С такой постановкой задачи никто из участников выставки `Транстек` не спорил. Однако были разногласия в методах ее реализации. В частности, руководитель координационно-транспортного союза Исполкома стран СНГ Евгений Казанцев напомнил, что без усиления взаимодействия с соседними странами в обустройстве международных транспортных коридоров (МТК), проложенных по территории РФ, можно топтаться на месте бесконечно.
К сожалению, проблемы МТК долгое время освещали в основном теоретически. А на практике, добавил советник транспортного департамента Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Сергей Сологубов, за 5 лет сотрудничество в таможенной сфере ухудшилось, хотя немало принято решений о снятии административных барьеров и создано разных комитетов и комиссий.
Если Россия не может наладить отношения с бывшими странами СССР, то как она намеревается интегрировать с европейскими транспортными системами? Ведь государства в границах ЕС все больше сближаются. Получается, что там образуется свободная для перемещения товаров зона, а на территории бывшего СССР на их пути усиливается частокол границ... Как же тогда Россия будет выглядеть на III Международной евроазиатской конференции?
Сколько же еще лет ЕС и РФ намерены уточнять терминологию, комбинировать доклады из одних и тех же постулатов, создавая иллюзию дискуссий о принципах организации МТК? Какой смысл вспоминать, что было 10-15 лет назад, и призывать ЕС вернуть контейнерные товаропотоки на Транссиб? В Европе устали рассматривать схемы маршрутов, которые, вероятнее всего, так и не удастся наполнить дополнительными грузами.
Так происходит, потому что обустройством МТК в России занимаются в основном политики. На Западе предприниматели с ними охотно общаются, понимая, сколь многое в РФ зависит от них. Однако в деловых кругах видят: весомая доля капиталов в России сосредоточена в частном секторе.
И эти средства почему-то не вкладывают в национальную транспортную систему. Почему? Слишком велики риски? Тогда почему иностранные инвесторы должны попадаться на финансовый крючок российских политиков?..
Аналитики аппарата Президента РФ сейчас ищут способы, как разорвать этот круг недоверия. Исследования показали, что отечественные предприниматели готовы вкладывать определенные средства в транспортную логистику. Однако на это пока отваживаются лишь в очень крупных компаниях (в основном экспортеры углеводородного сырья). Средства же средних и малых инвесторов распылены. И нет инструментов, чтобы собрать эти финансовые потоки в пул.
Как же быть? Ряд ученых предложил такой выход: надо привлечь иностранных инвесторов, российских чиновников и предпринимателей в общий проект. Причем куда именно вкладывать средства, должны решать частные структуры, а государство, если сочтет проекты общественно значимыми и полезными, обязано создать условия для их реализации. Для этого нужно свести представителей западных и российских деловых кругов, желающих вложить средства в сходные проекты. Сейчас в России как раз ищут способ, как это осуществить.
На транспорте такой площадкой для бизнес-встреч могут служить, в частности, международные евроазиатские конференции, если их организаторам удастся перевести стрелки с дискуссий ученых к диалогам предпринимателей. Иными словами, отделить мух от котлет: был бы финансовый стимул к сотрудничеству, а научные обоснования для его оформления найдутся. Было бы что обосновывать...
Впервые осуществить подобный эксперимент попытались в Исполкоме стран СНГ: создали деловой совет для решения практических народнохозяйственных вопросов. Его цель - помочь конкретным компаниям продвинуться на новые рынки и попробовать сгруппировать схожие проекты для концентрации ресурсов. Аналогичные попытки намечаются по линии трех ассоциаций российских предпринимателей.
Координация усилий в этом плане уже получила неофициальное название `триумвират Примаков - Вольский - Сосковец`, созданный в том числе для обеспечения прорыва российского бизнеса на рынки стран СНГ. В том же направлении экспериментируют в ЕврАзЭС. Недавно, например, в Астану был высажен десант из 60 российских бизнесменов, заинтересованных в развитии связей с Казахстаном, которые встретились со своими коллегами.
Протоколы о намерениях, которые составили по итогам встречи, направлены для обсуждения в правительство Казахстана...
Прослеживается тяга к интеграции российских предпринимателей и на межрегиональном уровне. Например, ряд совместных идей по развитию международного транспортного коридора `Север - Юг` выдвигают ассоциации `Северо-Запад` и `Волга`.
Идет консолидация и внутри субъектов Федерации. К примеру, группа петербургских промышленников пробивает свой пакет предложений по обустройству российских транспортных коридоров. В частности, они считают, что варианты законодательных актов в этой сфере, выдвинутые МПС и Минтрансом РФ, по организации работы сквозных экспедиторов нуждаются в поправках.
У петербургских предпринимателей есть свои разработки и по решению тех проблем, которые стали камнем преткновения для грузопотоков на российско-финских автопогранпереходах. Во многих экспедиторских компаниях, как выяснилось, есть сомнения в правильности избранного пути реструктуризации МПС...
Все конструктивные предложения по изменению российского законодательства аккумулируются в администрации Петербурга, которая пытается на этой основе вести диалог с транспортными министерствами. Ведь в Правительстве РФ объявили о том, что развитие программ модернизации российской национальной транспортной системы должно опираться на региональные проекты. Именно это - основа для развития государственно-частного партнерства. И один из первых шагов по привлечению в транспортные проекты среднего и малого бизнеса.
|