В середине декабря в Госдуме должны пройти слушания по проблемам машиностроительных отраслей промышленности. Будет затронут и вопрос о техперевооружении российских предприятий, который стал основным на петербургском промышленном форуме
Ситуация в отраслях, обеспечивающих сохранение и обновление производственных фондов отечественной промышленности, очень тяжелая. В развитых странах в общем объеме промышленного производства на долю машиностроения приходится 35-50% выпущенной продукции, в РФ - 19%. На одного работающего в машиностроительной отрасли России приходится $7-9 тыс., а в развитых странах - $50-100 тыс.
В 1990 году Россия входила в тройку ведущих потребителей металлообрабатывающего оборудования. Товарооборот составлял около $3 млрд (из них экспорт - $528 млн, а импорт - $2626 млн). В 2001 году РФ занимала уже лишь 20-е место (экспорт - $84 млн, импорт - $177 млн). Ее опередили не только такие развитые страны, как Япония, Германия, Швейцария, Великобритания, но и Турция.
До 90% оборудования, которое необходимо сегодня различным отраслям промышленности, можно производить в России. Однако доля импорта оборудования в последние годы растет. По данным внешнеторгового объединения `Станкоимпорт`, в 2001 году, по сравнению с 2000-м, сумма закупок станков и кузнечно-прессового оборудования выросла с $90 млн до $177 млн. Экспорт же за этот период сократился со $138 млн до $84 млн. В результате импортная зависимость составила около 60%.
Причины, по которым предпочтение отдают станкам зарубежного производства, понятны. Одна из основных - гораздо более взвешенное сочетание параметров `цена-качество`, чем у российских производителей.
Еще одна, и довольно распространенная, - на предприятиях-потребителях не знают о возможностях отечественных станкостроительных, инструментальных и прочих заводов, что тоже вполне объяснимо. Из нескольких десятков заводов, выпускавших, скажем, кузнечно-прессовое оборудование, сегодня, по данным их отраслевой ассоциации, устойчиво работает не более пяти.
В качестве примера можно взять ВАЗ. До недавнего времени там все оборудование закупали только за рубежом. Лишь после прошедшего на ВАЗе совещания руководителей машиностроительных предприятий руководство завода узнало, что большую часть станков и инструментов можно приобретать в России. Сейчас доля отечественного оборудования на ВАЗе - 40%.
Элементы отсутствующей пока государственной политики по технологическому перевооружению промышленности уже просматриваются в различных регионах. В Свердловской области с 1998 года местная администрация начала выделять средства своим предприятиям на приобретение оборудования. Однако, по признанию местного замминистра промышленности, эти действия - не системные.
Правительством России уже предприняты некоторые шаги по поддержке отечественной промышленности. В инструментальной отрасли сейчас работает 286 предприятий и 7 научно-исследовательских институтов, в машиностроении - 331 НИИ и конструкторское бюро. В основном все это - акционерные общества, ГУПы составляют лишь 4,5%.
По решению Правительства РФ в течение 2002-2003 гг. будет проведена инвентаризация научных учреждений, после чего часть из них лишится бюджетного финансирования. При этом в будущем году предполагается увеличить финансирование НИИ на 20%. Средства должны быть направлены на улучшение материально-технической базы, увеличение сети наукоградов, создание новых именных стипендий для молодых ученых и многое другое.
Президент страны определил 52 технологии, которые будут развивать. Разработаны концепции по поддержке автомобилестроения, тракторостроения и сельхозмашиностроения. На доработке сейчас концепция развития энергетического машиностроения.
Готовится и программа сотрудничества с естественными монополистами (это, кстати, один из шагов по формированию внутреннего рынка потребления). Среди основных потребителей продукции машиностроения - РАО `ЕЭС`, Газпром, железнодорожные и нефтяные компании. Необходимо стимулировать их интерес к отечественным производителям.
Инвестиционные программы монополистов довольно внушительные. Объем инвестиций Министерства путей сообщения в развитие собственных предприятий в 2000 году составил 80 млрд руб., в 2001-м - 110 млрд руб., в 2002-м планируется выделить 114 млрд руб.
Газпром намерен вложить в 2003 году на закупку оборудования $2,2 млрд (50-60% потребностей компании в этом оборудовании).
Вопрос финансового обеспечения техперевооружения промышленных предприятий - основной и самый уязвимый в разрабатываемой концепции. Правительство РФ предполагает создать государственную лизинговую компанию, аналогичную `Росагролизингу`, уже действующему в сельскохозяйственной отрасли.
Однако без привлечения разнообразных финансовых структур задача перевооружения вряд ли будет решена. Финансовая корпорация `НИКОЙЛ` готова стать первой ласточкой в затеваемом процессе. Ее руководители предложили схему финансирования программ технологического перевооружения промышленных предприятий Петербурга.
По их мнению, среди участников программ должно быть государство, которое создаст или определит агентство (фонды) гарантирования кредитов промышленности, примет участие в финансировании программ и в покрытии части расходов предприятий по привлечению финансирования, а также учреждения ЦБ, финансовые институты (предоставляющие услуги по кредитам, лизингу, облигационным займам) и сами промышленные предприятия.
|