Если сейчас Правительство РФ не сумеет вписаться в кольцо транспортных коридоров Европы, то потом развивать интеграционные процессы будет намного сложнее - к такому выводу пришли в ходе обмена мнениями участники выставки `Транстек-2002`
Вот уже три года ученые обсуждают, как лучше обустроить международные транспортные коридоры, которые проходят через Северо-Запад РФ (`Север - Юг` и `Восток - Запад`).
Однако теория, оказывается, это одно, а реальные грузопотоки - другое: они идут маршрутами, удобными грузовладельцам и экспедиторам. Особенно транзитные. И направить их в русла российских транспортных коридоров непросто: не хватает инвестиций. Если бы они нашлись, то, по мнению ряда западных аналитиков, доходы от транзита в России могли бы составить $17 млрд в год...
План удовлетворения инвестиционных потребностей страны для осуществления транспортных проектов положен в основу Федеральной целевой программы `Модернизация транспортной системы России`, принятой Правительством РФ в 2001 году. В ней предусмотрен объем финансирования до 2010 года в 4,6 трлн руб. Правда, с оговоркой: из бюджетов различных уровней выделят лишь 49% средств. Остальное предстоит позаимствовать у частных инвесторов. Определенную долю, по-видимому, составят кредиты международных финансовых институтов. Созданное для реализации программы ФГУ `Ространсмодернизация` в июне 2002 года уже вроде бы нашло одного из потенциальных партнеров - инвестиционную группу MRS Investments Group. Налаживаются связи и с другими вероятными частными инвесторами, включая ЕБРР. И все же этих средств явно не хватит.
Поэтому в Правительстве РФ выдвинута идея государственно-частного партнерства (ГЧП). Идея не нова: в Европе она впервые была официально одобрена на Евро-Атлантической конференции (Амстердам) в 1997 году. А сам термин зародился еще в 1990-х годах, когда в развитых странах крупные экономические проблемы настолько переплелись с политикой, что для национальных правительств стали, по сути, неотделимы. Вот тогда и появилась нужда в особом госрегулировании, которое стали обозначать термином Public-private partnership (PPP).
Самая продвинутая в этом направлении - Великобритания, где сейчас реализуют 134 проекта PPP на 9,6 млрд фунтов стерлингов. Один из самых крупных транспортных проектов - развитие лондонского метро с планом партнерства на 30 лет.
В России же разработан пакет документов, на основе которых ФГУ `Ространсмодернизация` прорабатывает возможность создания консорциумов и объединений для финансирования дорогостоящих проектов. К ГЧП (российскому варианту PPP) хотят привлечь не только иностранцев, но и хозяев российских транспортных предприятий, грузовладельцев.
Один из путей заманить их в транспортные проекты - пряник кредитов в дополнение к собственным инвестициям предприятий с условием провести эмиссию их ценных бумаг, которые для банков послужат залогом возврата средств.
Другой - разрешение на выпуск облигаций предприятий для размещения на биржах России и за рубежом. Наконец, предлагается активизировать механизмы лизинга, концессий и схем строительства по принципу `построил - используй - передай государству`...
Заметим: весь этот набор инструментов, способных облегчить России путь в ВТО и к интеграции с европейскими транспортными системами, был известен давно. Однако нужен был шок, чтобы вывести Правительство РФ из спячки.
Судя по всему, выброс адреналина был вызван прикосновением дорог Евросоюза к транспортным артериям калининградского анклава. Вдруг выяснилось: пора умных речей прошла - наступила пора действовать. Вот только удастся ли России попасть в намеченную цель?
|