В середине сентября Петербург принимал IV Международный форум `Кино Экспо-2002` (`КЭ-2002`), совмещенный с выставкой кинотеатрального оборудования. Его организовали компании `Кино Экспо` и `Невафильм` (бывшая `Нева-1`). Форум до сих пор является единственным официальным местом сбора представителей кинопрокатной индустрии России, стран СНГ и Балтии
Достаточно насыщенной оказалась деловая программа форума. В нее вошли конференции `Кинопрокатный бизнес: инвестиционные возможности, бизнес-модели, перспективы развития`, `Метрология кинопоказа` и семинары `Фаст-фуд концепция в кинотеатре`, `Цифровой кинематограф`.
Открылся форум премьерным показом (фильм не должен быть `засвечен` в российском прокате) психологического триллера и 100%-го будущего блокбастера `Проклятый путь` производства компании XX Century Fox. Дистрибьютором фильма выступила компания `Гемини фильм`.
Кстати, другая лента, продвигаемая `Гемини фильм` на нашем кинорынке - `Звездные войны`, получила спецприз. Подобными же наградами на первой фестивальной церемонии поощрения отечественного кинопрокатного бизнеса были отмечены и другие московские фирмы-дистрибьюторы: `Каро-Премьер` (за `Властелина колец`) и `Каскад Фильм` (за `Люди в черном-2`). Такой чести эти фильмы удостоились благодаря тому, что кассовые сборы от проката каждого из них в России перевалили в 2002 году за $5 млн.
Организаторы форума отмечают большой прогресс в деле выбора премьерных лент. Если в 2001 году с трудом удалось найти четверку новинок для показа на фестивале, то в 2002-м премьеры уже пришлось выбирать из 16 картин. Это говорит о возросшем интересе к нашему кинорынку со стороны крупнейших западных кинопрокатных сетей.
Киносети заманивают мультиплексами
Сегодня в России - четыре частные отечественные сети кинотеатров: `Империя Кино`, `Каро`, `Киномакс`, `Объединение независимых кинотеатров`. Для завоевания зрителя им приходится идти по западному пути и строить многозальные кинотеатры (мультиплексы), где одновременно идет показ фильмов на любой вкус.
В этом году открылись три российских мультиплекса, и в ближайшее время появится еще несколько. К примеру, в Венгрии первый мультиплекс вырос уже в 1996-м, а в прошлом году их число достигло 163!
По словам представителя английской компании Dodona Research Катарины Врайт, для окупаемости подобного суперкинотеатра надо, чтобы его посещало около миллиона человек в год. Для этого жителю большого города достаточно сходить в кино четыре раза в течение года. Цены на билеты в восточноевропейских мультиплексах тоже вполне доступны - $2-3.
Кино в IKEA
Свою российскую экспансию крупнейшие международные киносети начали с Москвы. В столичном торговом комплексе `Рамстор` строится широкоформатный кинотеатр сети IMAX. А в возводимом московском торгкомплексе IKEA (срок ввода - первый квартал 2003 года) площадью 220 тыс. квадратных метров появится 11-зальный мультиплекс сети National Amusements.
Пол Хатч, директор российско-американской компании Rising Star Media/National Amusements, планирует создать в Москве за ближайшие четыре года всего 60 кинозалов. Одно из серьезных препятствий для скорейшего притока западных киноинвестиций в Россию, по словам г-на Хатча, малый выбор застройщиков с прозрачной бухгалтерией.
В Москве компания рассмотрела 94 проекта будущих кинотеатров, а выбрала по причине ненадежности российского партнера лишь четыре из них.
Г-н Хатч надеется, что в ближайшие годы ситуация с современными кинотеатрами в Москве и регионах кардинально изменится. Во всяком случае у нашего кинорынка есть перспективы. Ведь если в Лос-Анджелесе 700 кинозалов, то в Москве пока лишь 30 (оснащенных новейшими технологиями). А ведь до 1991 года средний россиянин ходил в кино 16 раз в год!
|