В конце августа Международный центр делового сотрудничества принимал участников однодневной региональной конференции `Торговля в России. Санкт-Петербург`, проходившей при генспонсорстве компании `Филип Моррис`
Открыла конференцию руководитель департамента Государственной торговой инспекции и внутренней торговли Галина Фонарева. Она отметила существенный товарооборота в российской торговле за первое полугодие 2002 года - 8%.
Между тем наметилось небольшое снижение объема потребления более дорогих (по сравнению с продуктами питания) непродовольственных товаров. Г-жа Фонарева считает, что это временное явление - благосостояние населения все же растет.
Если говорить о Северо-Западе, то здесь отмечен самый высокий по стране (если исключить Москву) рост товарооборота - в среднем 11,5%. Причем впереди - Петербург (14,4%), а в хвосте за последнее время оказалась Калининградская область (9,9%).
Торговля устремилась в сети
Отечественная торговля неуклонно идет по прозападному пути интеграции, то есть формирует крупные торговые сети (ТС). Помимо обеих столиц торговля активно концентрируется в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде.
Впрочем, в ближайшем будущем подобная судьба ждет все российские мегаполисы. За сравнительно небольшой срок рост сетевого бизнеса составил целых 38%. Но скорее наши торговые сети пока можно назвать лишь средними: ведь их общий годовой объем товарооборота не превышает $50-100 млн.
Г-жа Фонарева прогнозирует дальнейший резкий рост сетевых структур. Пока их доля в общем товарообороте составляет 10%, но лет через пять эта доля в крупных городах вырастет вдвое, а в российской глубинке и вовсе достигнет 50%. ТС - это, прежде всего, значительное сокращение затрат на закупку товара.
В наиболее развитых универсальных сетях цены вполне сопоставимы с ценами открытых рынков. Это в первую очередь относится к петербургским сетям - `Копейке` и `Пятерочке`. Последняя продолжает
агрессивную маркетинговую политику и в Москве.
Но в то же время зампред КЭППТ Петербурга Арсений Фомин говорит о заключении со столичным департаментом потребительского рынка договора о взаимопомощи в `сетевом` вопросе. Таким образом, Петербург тоже не мешает интенсивно развиваться у себя московским сетям `Дикси` и `Перекресток`. На попадание в петербургский торговый `невод`, возможно, претендует и немецкий `Рамстор`. Кстати, за `Рамстором` и Metro стоят уже более серьезный западный капитал и самые прогрессивные технологии.
Г-н Фомин считает приход иностранных сетей в Петербург нормальным процессом, который только улучшит качество торговли. Должны уйти с рынка маленькие нерентабельные магазины: их число пока достигает в городе 30%!
`Патэрсон` не застрял
на `Перекрестке`
Хорошим примером гибкой ценовой сетевой политики может служить российская сеть супермаркетов `Патэрсон`, правда, имеющая ирландские корни. Совсем недавно в Москве новичок стартовал как конкурент очень сильного `Перекрестка`, имевшего к тому времени полтора десятка торговых точек, и не `сломался`. Конечно, `Патэрсон`, имеющий богатый западный опыт, быстро сориентировался на свой сегмент покупателя.
Но успех зависит не только от этого. Директор петербургской сети магазинов `Патэрсон` Георгий Кукшин говорит еще и о минимальных наценках на самые продаваемые товары (весь ассортимент - 25 тыс. наименований), мерах по повышению лояльности к брэнду (дегустации, дисконтные карты), программе бонусного поощрения (скидка до 10% в зависимости от суммы покупки).
Можно отметить продуманную региональную политику сети. К примеру, для Петербурга скорректированы цены и так называемая ассортиментная матрица. В городе, где супермаркетов мало, также больше внимания уделяется владельцам личного автотранспорта, тогда как в Москве покупки в основном делаются по месту жительства или работы. Поэтому парковка на полсотни машин для нашего города - необходимый минимум. Размеры же здания варьируются в зависимости от величины товарооборота на единицу площади (минимум - 2,5 тыс. кв. м).
Срок окупаемости строительства супермаркета - около 4 месяцев. Поэтому `Патэрсон` буквально в течение полугода открыл уже второй магазин на Сенной площади. При нем будет учебный центр, так как в Петербурге наблюдается дефицит опытного сетевого персонала. В дальнейшем, расширяя сеть, компания собирается строить объекты заново и заканчивать долгострой.
|