В среду, 11 сентября, состоится 201-я сессия петербургского Законодательного собрания второго созыва, вероятно, открывающая последний период функционирования нынешнего депутатского корпуса
За оставшиеся до зимних выборов три месяца предстоит обсудить немало общих и частных вопросов, после решения которых парламентские `декабристы` смогут с чистой совестью смотреть в глаза своим избирателям и красиво обнажать электоральную шпагу. Но среди различных проблем в ближайшее время выделяются две важнейшие или, как говаривали в старину, первостатейные: уточнение сроков избирательной кампании и принятие городского бюджета-2003.
Бюджетная тематика, помимо своей экономико-стратегической значимости, напрямую связана с политической тактикой и будущим кадровым составом петербургского ландтага, то есть с предстоящими выборами. От коллективной поправки (так называемого депутатского фонда) и того, как именно смольнинская администрация будет осуществлять `прицельное` финансирование в конкретных избирательных округах, зависит судьба практически всех народных избранников. Лишь отдельные из них смогут абстрагироваться от низкой прозы и положиться на свою чистую харизму. Реалисты же - а таких большинство - постараются, понятно, залить в мотор чудо-топливо из презренного металла.
Поэтому рокировка ходов пойдет по накатанной плоскости взаимных компромиссов и стандартной формуле: ты - мне, я - тебе. Депутаты в основной массе поддержат проект нового бюджета, а чиновники реализуют известные финансовые обязательства старого.
Наброски будущего петербургского финплана одновременно очаровывают и настораживают. Смета-2003 имеет беспрецедентную доходную часть - 74,9 млрд рублей (вместо нынешних 57,3 млрд). Правда, и расход хорош - целых 76,4 млрд `дензнаков` (взамен сегодняшних 56,2 млрд рублей). Впервые за последние годы в казне возникает ощутимый дефицит - 1,47 млрд рублей, тогда как бюджет-2002 прославился более чем миллиардным профицитом.
Однако не поторопимся с упреками: буквально на носу - грандиозная юбилейная фиеста, и ни исполнительная, ни законодательная власти не в силах обойтись без крупных, даже амбициозных затрат. Но рост доходно-расходных статей увеличит и коллективную поправку, что естественным образом подстегнет интерес к депутатским скамьям и поднимет цену вопроса. Ведь в любом случае использовать окружные депутатские средства смогут лишь парламентарии следующего созыва.
Вторая тема касается собственно электоральных гонок. Пока есть предварительное решение провести выборы 8 декабря.
`Ристалища` должны пройти, согласно новой городской норме, в один тур и, в соответствии с существующим еще федеральным порядком, по мажоритарной (одномандатной) схеме во всех 50 избирательных округах. Это не позволит ни единому соискателю проскользнуть под своды парламента в комфортной `списочной ладье`, заставив его сражаться до конца в меру умений и талантов.
Впрочем, муссируется и альтернативная позиция. Так, коммунист Станислав Житков предложил перенести гонки на декабрь 2003 года. Официально идею мотивируют неудовлетворительным состоянием здоровья этого видного депутата, но объективно задумка имеет двойное дно и может потянуть за собой большую перемену. Во-первых, будет нарушен уставный канон о четырехлетнем сроке депутатских полномочий. Во-вторых, кампания пройдет тогда по смешанной партийно-мажоритарной системе и существенно модернизирует облик Собрания, к чему истеблишмент Северной Пальмиры едва ли готов.
Не лучше ли провести выборы в ближайшем декабре, не совмещая их с думскими схватками и непосредственным началом президентского, а затем и местного губернаторского марафонов? Данная мера избавит общество от излишних психологических нагрузок и стрессов.
Кроме того, это удобно и с финансовой точки зрения: нынешний бюджет профицитен, и найти деньги на очередной триумф демократии гораздо проще, чем в грядущем дефицитном году.
|