Шестнадцатого августа около четырех часов утра во время движения судов вниз по Неве в опору разводного пролета Литейного моста врезался сухогруз из Нижнего Новгорода `Каунас` водоизмещением 2250 тонн. В 6 часов 11 минут судно затонуло, перегородив судоходный фарватер
Движение для судов типа `река-море` не открывали несколько дней, пока водолазы не отрезали рубку `Каунаса`. Однако пила пошла неровно, и на сухогрузе осталось много выступающих частей. Поэтому не сразу удалось обеспечить на фарватере глубину хотя бы в 4 метра. Заметим, что при полной осадке для судов смешанного плавания нужны глубины побольше. Поэтому даже когда судоходное движение открыли, под Литейным мостом смогли пройти далеко не все суда, хотя губернатор Петербурга В. Яковлев распорядился удлинить первую после восстановления судоходства разводку мостов на 20 минут.
Итак, системе перевозок по внутренним водным путям России был нанесен ощутимый ущерб. Ведь через невские мосты проложен самый оживленный маршрут из Балтики к системе рек и каналов Волго-Балта, в центр России и к южным морям. Неудивительно, что за последующие дни в пробке застряло свыше ста судов, а остальные были вынуждены отправиться кружным путем по Беломорско-Балтийской системе, что увеличило расходы судовладельцев и сорвало сроки выполнения контрактов на грузоперевозки.
По счастью, разводная часть Литейного моста не пострадала. Не произошло и существенного разлива нефтепродуктов, хотя на борту `Каунаса` кроме 2 тыс. тонн метала находилось 35 тонн топлива. В противном случае ущерб был бы еще выше.
Что же стало причиной аварии? По предварительным данным, столкновение произошло из-за отказа рулевой машины, которую заклинило за 200 метров до моста. Пока переходили на ручное управление, и произошло ЧП...
Заметим, что судно соответствовало всем требованиям речного и морского регистров по безопасности мореплавания. И все же, по-видимому, сказался солидный возраст `Каунаса`. Его авария заставляет задуматься: а не повторится ли что-то подобное завтра? Российский речной флот катастрофически постарел за последние годы. Часть судов, еще пригодных для внутренних рейсов, уже не соответствует международным конвенциям по безопасности мореплавания. И такой флот курсирует по интенсивным судоходным маршрутам...
За границей после подобной аварии морская общественность потребовала бы ужесточить стандарты безопасности плавания по внутренним водным системам страны. С ней были бы солидарны и муниципальные власти: ведь мегаполис, части которого связывают между собой разводные мосты, обязан позаботиться о своей безопасности.
Однако в России, по-видимому, рассуждают иначе. У нас государство выделяет целевые средства на укрепление безопасности мореплавания неохотно. Как правило, под давлением международной общественности. Однако в данном случае это не произойдет: ведь Россия, по сути, продемонстрировала возможные риски при использовании водной составляющей транспортного коридора `Север - Юг`. А у этого международного маршрута есть свои конкуренты...
|