В 2003 году, по оценке Комитета финансов администрации Петербурга, доходы городского бюджета составят 74,9 млрд руб. Это на 19% больше, чем в 2001-м
За последнее десятилетие формируется самый большой бюджет. Между тем вынужденные потери в следующем году составят почти 12 млрд руб.
Основные параметры бюджета определены исходя из оптимистичного сценария развития региона. Темпы роста валового регионального продукта в 2003 году планируются на уровне 6,2%, а средний годовой индекс потребительских цен - 13,8%. Объявленный Минэкономразвития РФ курс доллара по отношению к рублю ожидается в размере 34 руб. за доллар. Доходная часть бюджета в Петербурге в 2003 году в итоге составит 20% ВРП.
Потери доходной части городской казны в следующем году обусловлены в первую очередь изменениями в федеральном налоговом законодательстве. В частности, отмена ряда налогов: на пользователей автодорог (5,1 млрд руб.), с владельцев транспортных средств (1,1 млрд руб.), на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов (0,1 млрд руб.), а также исключение ювелирных изделий из перечня подакцизных товаров и консолидация в федеральном бюджете акцизов на табачные изделия. Для сравнения: общие потери бюджета 1999 года по причине изменений в законах составили 3,1 млрд руб., в 2001 году - 7,6 млрд руб., а в 2002 году (прогноз) - 1,7 млрд руб.
Как сказали в Комитете финансов администрации Петербурга, выпадающие доходы отчасти компенсирует индексация некоторых налогов и акцизов, а также изменение порядка взимания акцизов на нефтепродукты. Местная власть уделяет большое внимание неналоговым доходам, которые являются важнейшим резервом повышения доходной части бюджета. При этом наибольший вес имеет статья, связанная с арендой имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В целом объем неналоговых доходов в 2003 году, по сравнению с 2002-м, должен вырасти на 22,6%.
Потери городского бюджета в 2003 году в результате изменения федеральной налоговой и бюджетной политики составят 11 млрд рублей, а доходная часть увеличится одновременно на 19%. Это выглядит противоречиво. Такой эффект является следствием проводимой администрацией города наловой стратегии на протяжении последних лет. Так, в 2001 году ставка налога на прибыль равнялась 18% (в других регионах - 19%); в 2002 году единый налог на совокупный доход субъекта малого предпринимательства был установлен на уровне 3% (в других регионах - на уровне 6,66%).
По оценкам проектировщиков бюджета, всплеск деловой активности вызовет принятый недавно Закон `Об инвестиционном налоговом кредите`. Он предоставляет преференции по налогу на имущество и на прибыль, правда, платные для предприятий, которые вкладывают средства в обновление основных фондов либо в покупку нематериальных активов. Закон позволяет обойти запрет регионам устанавливать самостоятельно льготы по налогам.
|