Приближающиеся выборы в петербургское Законодательное собрание третьего созыва высвечивают самые разные проблемы городской жизни, включая и такую сравнительно новую, как работа местного самоуправления. Она важна не только потому, что влияет на благоустройство Петербурга и отражается на депутатских гонках, но и потому, что выигрышно оттеняет долгую и богатую историю Северной Пальмиры в преддверии ее трехвекового юбилея
В июле исполнилось 130 лет со дня официального введения `Городового положения` в трех крупнейших по тому времени центрах империи - Петербурге, Москве и Одессе. Сам документ (в общей форме) был опубликован еще раньше, летом 1870-го, но лишь конкретная реализация его статей в ключевых мегаполисах, два из которых являлись обширными морскими портами, стала толчком к масштабному развитию муниципальных начал на территории огромной России.
`Как у думских ворот собирался народ...`
Наше нынешнее Законодательное собрание нельзя, конечно, считать преемником городской Думы, поскольку оно, в отличие от данной структуры, выступает как местный орган законодательной власти, а не как ответственная самоуправленческая единица.
Все 89 субъектов Российской Федерации, за исключением - пока что! - Чечни, имеют свои законодательные институты и нарабатывают свою законодательную базу, которую постоянно согласовывают с общегосударственными юридическими канонами. Но, кроме местных органов власти, в регионах существуют и муниципальные ячейки, созданные по российскому закону с осени 1995 года. У нас, в Петербурге, они функционируют с весны 1998-го, и северная столица разделена на 111 самоуправляющихся `квадратов`.
Иные политики полагают, что подобная нарезка едва ли способствует развитию демократических институтов и решению неотложных хозяйственных и коммунальных задач. То есть достижению тех целей, во имя которых по крупному счету и `изобреталось` самоуправление как таковое.
Депутат Игорь Михайлов, заместитель председателя комитета ЗС по законодательству, считает, что необходимо продумать вопрос о сокращении муниципальных округов приблизительно вдвое - до 50-60. Высказанная ранее идея о 20-25 образованиях представляется теперь нецелесообразной.
Лидеры столь солидных местных советов начнут, в условиях нашей незрелой демократии, противопоставлять себя не только главам административно-территориальных управлений, но и вице-губернаторам и руководителям различных смольнинских и мариинских структур, ссылаясь, скажем, на то, что высокопоставленные чиновники назначены-де сверху, кулуарно и кабинетно, а они, муниципалы, являются избранниками народа. Претензии и амбиции будут дезориентировать ветви власти, расшатывать сложившийся порядок вещей и мешать нормальной будничной работе. В рамках же 50-60 МО такие опасности отойдут на задний план.
`Я знаю, город будет...`
Есть, впрочем, еще один способ улучшить деятельность нашего самоуправления, превратив Петербург, на манер других областных центров, в единый муниципалитет во главе с выборным мэром. Для этого требуется немногое: отказ от статусного имени `город федерального значения` и слияние с Ленинградской областью. В будущем, вероятно, нас ждет такая перспектива: новая схема предусматривает наличие одного губернатора, управляющего и мегаполисом, и провинцией, одного - на всех законодательного органа власти, корпуса мэров - от лидера центрального города (Петербурга) до `командиров` остальных муниципальных образований. И, наконец, трех-четырех десятков местных советов разного калибра, выходящих прямиком на своих мэров, а затем уже на Собрание региона и самого губернатора.
Такая модель (за изъятием, разумеется, Законодательного собрания, немыслимого в унитарные, царские времена) вернет нас, в известной степени, к дореволюционной эпохе: наверху - губернатор, а под ним - городские думы в разных центрах губернии, включая Петербург, под началом городских голов (мэров). Иногда раздаются голоса: данный вариант вряд ли принесет пользу, поскольку в регионах, где имяобразующим ядром служат мегаполисы-`миллионники`, заметны нелады между губернатором и главным мэром. Думается, эта точка зрения однобока и поверхностна: все зависит от конкретных исторических обстоятельств, в которых оказалась сегодня страна.
Пора засучить рукава
Как бы то ни было, объединяться с областью нам предстоит не скоро. Слияние субъектов РФ - вопрос не только оперативный, полюбовно обсуждаемый на приватной встрече `большой четверки` - двух губернаторов и двух спикеров, но и конституционный, требующий изменений в статье 65 Основного закона России. А здесь уже не обойтись без вердиктов Государственной Думы, Совета Федерации, а также, само собой, без президентской подписи. Все это не просто, хотя на кремлевском олимпе, скорее всего, не будут возражать против решений, оставляющих столичную Москву единственным в стране городом федерального значения.
Однако подготовка к делу должна быть капитальной и глубокой. Пока же на повестке дня - улучшение рутинной работы наших самоуправленческих ячеек. По словам депутата ЗС И. Михайлова, законодательные инициативы петербургских муниципалов зачастую грешат легковесностью, почти не затрагивая проблемы, связанные с формированием местных бюджетов. Так, из 40-50 юридических обращений в Мариинский дворец два десятка касались передачи советам объектов госсобственности (не представляющих, кстати, особой ценности), 4-5 были связаны с переименованием МО, еще столько же `домогались` дополнительных предметов ведения (вплоть до организации воинского призыва!).
Некоторые образования желали отрегулировать статус своих депутатов и расширить реестр муниципальных должностей за счет учреждения новых кадровых ставок. А вот о финансовых потоках практически никто не побеспокоился. Стало быть, в умах наших `удельных общинников` по-прежнему таятся надежды на щедрые казенные милости. Ну разве это настоящее самоуправление?
Пора понять: только энергичные усилия муниципальных работников, их тесные связи с населением, их опора на полезный дореволюционный опыт, их сотрудничество с ветвями власти смогут поднять авторитет этих нижних этажей демократии, воспитать у людей стойкое чувство сопричастности всему происходящему. А так, за красивые глаза, муниципалов любить не будут...
|