Гости северной столицы одинаково восторгаются Михайловским дворцом, шедевром итальянца Карла Росси, и Казанским собором - творением русского гения Андрея Воронихина. Как обликом зданий, так и коллекцией Русского музея в Михайловском дворце и внутренним убранством собора. Но даже большинству коренных петербуржцев неведомо, какие страсти бушуют между собором и музеем
Разногласия возникли из-за ценностей, которые в равной степени являются и духовными, и материальными. Пять лет назад соборяне предприняли первую попытку вернуть в храм иконы, переданные в Государственный Русский музей в 1931 году, когда Казанский собор был отнят у верующих, а в нем разместили Музей истории религии и атеизма.
Двадцать старых икон, о которых идет речь, и поныне хранятся в музейных запасниках, а руководство ГРМ предлагает настоятелю Казанского собора отцу Павлу принять в храм списки с икон, мастерски сделанные студентами-дипломниками.
Отец Павел не соглашается с предложениями директора Русского музея Владимира Гусева, а тот, в свою очередь, категорически возражает `против изъятия из музейного собрания находившихся ранее в Казанском соборе художественных ценностей`.
Отец Павел пытается убедить Владимира Александровича, что `иконы, которые более 100 лет находились в Казанском соборе и содержат в себе память о молитвах наших предков, должны вернуться на свое место`. В. Гусев отвечает, что нельзя `подвергать уникальные памятники отечественной культуры опасности, появляющейся в условиях не музейного хранения`.
Логично? Вполне. И хотя церковную утварь, и иконы в первую очередь, крали и крадут как из музеев, так и из храмов, согласимся, что в музее оно как-то надежнее. Недаром же еще до Октябрьской революции 1917 года русские коллекционеры покупали старые иконы и перед смертью завещали их музеям - Русскому, Третьяковской галерее.
Заинтересованные в возвращении икон в храм апеллируют к законам и постановлению `О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества`, принятому летом прошлого года. Отстаивающий законную принадлежность икон музею В. Гусев считает, что этот документ `не обязывает` передавать изъятое в прежние годы церковное имущество в обязательном порядке.
Цитировать фрагменты из переписки оппонентов, каждый из которых по-своему прав, можно еще очень долго. Но зачем?Разумнее искать компромиссное решение. Тем более что примеры таких решений есть.
В Ярославле чудотворная икона Толгской Божией Матери хранится в художественном музее, к ней приходят молиться в музей. Лишь раз в год с ней совершают крестный ход в Толгский монастырь, что в 20 километрах от Ярославля, а затем икона вновь возвращается в музей. Это, кстати, и ответ отцу Павлу, утверждающему, что иконы, находящиеся в музейной экспозиции, `не выполняют своего церковного предназначения`.
Посмею сослаться и на личный опыт. В Вологодском художественном музее висит икона ХIV века Божией Матери Подкубенской. Уже давно нет монастыря, в котором находилась эта икона. Ее не выносят на крестный ход. Но более сильного эмоционального воздействия от взгляда Богоматери я не испытывал никогда. Намоленность, накопленная добрая энергия не пропадают, независимо от того, находится старинная икона в церкви или музее.
Другой вопрос, что церковные реликвии, вынесенные 70 лет назад из Казанского собора, хранятся в запасниках Русского музея, где их никто не видит. Вот оттуда их точно нужно извлекать, дабы они могли нести людям свет.
|