Для успешной постановки системы управленческого учета на предприятии должна быть решена задача точной идентификации (формализации) его деятельности путем создания его комплексной бизнес-модели. Комплексную модель предприятия образуют частные модели, отражающие определенные аспекты управления
Бизнес-модель, как и любая модель, является упрощенным представлением реального объекта (предприятия), которое имеет свойство давать ответы на определенный круг вопросов, позволяющих сделать знание о деятельности предприятия все более полным. Последовательность этих вопросов определяет, какие частные модели должны быть созданы для получения соответствующих ответов:
1. Зачем: стратегическая модель, в которой зафиксированы стратегии и цели компании.
2. Что - где - кто: организационно-функциональная модель, определяющая закрепление бизнесов и функционала компании (что) за структурными звеньями (где) и сотрудниками (кто).
3. Как - когда - кому: процессная модель, определяющая способ реализации (как) и последовательность действий (когда - кому).
4. В каком виде: информационная модель, определяющая состав и структуры различных документов, учетных регистров, отчетов и т. п., а также их представления в базах данных информационных систем.
5. Сколько: финансовая модель, которая позволяет перейти к количественной оценке ресурсов, потребляемых предприятием в ходе своей деятельности.
Интересно, что традиционная финансовая модель является последней в этой цепочке. То есть построить рациональную систему управленческого учета масштаба предприятия можно, лишь точно описав, как построена его деятельность. Это отражает интересную тенденцию в современном менеджменте - приоритеты смещаются от `менеджмента ресурсов` к `менеджменту организации`.
Согласно новейшим концепциям (см M. Hummer: `The Agenda: What Every Must Do to Dominate the Decade`): `Традиционные финансовые показатели лишь подводят итоги успешности бизнеса (`результат вскрытия`). Сам же успех измеряется такими аспектами деятельности, как `удовлетворенность клиента, скорость и процент ошибок`, которые связываются с совершенствованием организации процессов компании. Кроме того, эффективная организация деятельности снижает особый вид издержек, исчисление которых плохо поддавалось оценке традиционными методами, а величина могла быть столь значительной, чтобы определять возможность самого существования компании. Речь идет о так называемых транзакционных издержках, возникающих из-за плохой организации взаимодействия компании с внешней средой, между ее подразделениями и сотрудниками.
Все частные модели компании взаимосвязаны: стратегическая модель определяет необходимый функционал компании, функционал разворачивается в систему процессов; информационные потоки, циркулирующие в процессах, отражаются в модели структур данных, которые, в свою очередь, обеспечивают информационную поддержку финансово-хозяйственной деятельности, описываемой, как можно догадаться, финансовой моделью.
Стратегическая модель, опирающаяся на позиционирование компании во внешней среде, позволяет выявить и зафиксировать стратегию и цели управления предприятием, без наличия которых невозможно построение системы управленческого учета.
В соответствии с проектом `Методических рекомендаций` сама задача управленческого учета исходит из некоторых обязательных, но часто не соответствующих российской практике предположений, первое из которых гласит: `Руководство предприятия имеет четкие стратегические и тактические цели: любой процесс начинается с постановки целей и оценивается по достигнутым результатам, времени и затратам на их достижение`.
Основная задача построений стратегической модели в рамках постановки управленческого учета - это прописывание структуры целевых показателей и выбор стратегий их достижения, что определяет требуемую функциональную структуру компании.
Организационно-функциональная модель позволяет понять на структурном уровне организацию деятельности компании и наметить пути ее совершенствования. Центральное понятие этой модели - это `функционал` (сокращенное обозначение всей системы функций компании - регулярно воспроизводимых видов работ в области производства продукции и предоставления услуг, управления и обеспечения деятельности).
Распределение `функционала`, то есть закрепление ответственности за реализуемые функции за организационными звеньями позволяет полностью контролировать, а при необходимости и перестраивать организационно-функциональную структуру компании (например, принять решение по перераспределению функций, необходимых для поддержания системы управленческого учета).
Процессная модель позволяет понять условия и порядок взаимодействия внутри компании, а также соподчиненность и степень влияния каждого из участников в процессе достижения общих целей.
При переходе к процессному описанию выделенные
функции определяются операционно, то есть как виды деятельности, для которых могут быть определены целевое назначение и результат, а также `владелец` процесса, отвечающий за его реализацию с заданным качеством.
Далее выделенные на верхнем уровне процессы компании описываются как целостная взаимосвязанная система - определяются потребители каждого процесса (процессы-приемники), устанавливается предмет взаимодействия между процессами, то есть материальные и информационные входы/выходы, средства и регламенты их реализации.
В плане постановки управленческого учета с помощью процессной модели точно определяются состав и характер затрат, которые создают процессы организации. Здесь мы плавно переходим к области применения финансовой модели предприятия.
Под финансовой моделью в организационном бизнес-моделировании понимается точное описание предприятия в разрезе источников и структуры формирования его доходов и расходов с соответствующим распределением ответственности.
Основные процессы предприятия являются источником доходов и одновременно носителями прямых затрат. По основному процессу можно получить операционный бюджет, привязывающий к операциям процесса потребляемые в ходе его реализации ресурсы.
По процессам, которые не раскрыты `пооперационно` и представлены только спецификациями, то есть своей позицией в `функционале`, можно получить бюджеты процессов управления, которые обычно называются бюджетами накладных расходов.
Отчетность по фактическим затратам на выполнение процессов (в соотношении с доходами от реализации продукции и услуг предприятия) составляет основу для формирования одного из главных финансовых отчетов - отчета о прибылях и убытках.
В информационной модели должны быть зафиксированы все формы документов, применяемых на предприятии, а также состав и структуры информационных объектов в базах данных предприятия. На этом этапе моделирования происходит формализация существующей системы учета, которая заключается в аудите учетной политики, Плана счетов и учетных документов с целью приведения последних к более-менее стройной системе и поиска информации, которую можно использовать для управленческой отчетности.
Система документов должна строится `сверху` - надо идти от требуемой отчетности, а затем проверять, достаточно ли информации в учетных документах для получения отчета.
Теперь появляются все условия, чтобы описать с нужной степенью детальности сами процессы управленческого учета, которые целесообразно отнести к ключевым процессам, решающим образом сказывающимся на эффективности бизнеса. Этим гарантируется выполнение требований `Методических рекомендаций` к формированию системы управленческого учета:
- определить форму, срок предоставления отчетов и ответственных за их составление;
- составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;
- наделить ответственного полномочиями координатора, то есть административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;
- определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться.
Главная причина неудачного внедрения информационных систем кроется в том, что их начинают внедрять, не разобравшись, какую логику управления они содержат, соответствует ли эта логика целям предприятия, способно ли предприятие ее реализовать и какой ценой. Поэтому важным следствием точного предварительного описания организации
управленческого учета в бизнес-модели предприятия является и формулировка правильных требований к информационной системе.
Такая система не может быть выбрана без явного понимания, что она даст предприятию в рамках всей будущей системы управления.
По материалам КВС `БИГ-СПб` |