В Вологодской области - своя концепция развития транспортной системы. В ней приоритет отдан развитию автобусного сообщения. И это понятно - не развивать же в глубинке не характерные для нее виды транспорта
На автобусном вокзале многолюдно. За окошком каждой из семи касс - дисплей компьютера. Очереди практически нет. Покупка билета до Тотьмы занимает считанные минуты.
- И неудивительно, - рассказывает мне заместитель директора ГУП `Областная дирекция автобусных перевозок` Константин Ксенофонтов. - Уже 4 года на Вологодском автовокзале работает система продажи и резервирования билетов. Она действует на 79 межрайонных маршрутах. Поскольку область растянута на 650 км и делится на 26 районов, автобусное сообщение играет очень большую роль. В 2001 году система включила в себя автостанции в Череповце, Кириллове, Тотьме и Никольске.
Новая система выполняет основные функции кассира. Прежде всего это продажа билетов на рейсы за 10 дней. Обслуживание одного клиента занимает до 5 секунд компьютерного времени.
Недавно введена новая услуга - заказ билетов с выкупом не позднее чем за сутки. Организован возврат билетов. Благодаря возможностям системы справочная служба может ответить на любой вопрос пассажира.
- Значительно упростилась работа кассиров и диспетчера. Впервые организовано диспетчерское руководство движением автобусов в Вологодской области, - добавляет К. Ксенофонтов. - Проще стал расчет за перевозки с предприятиями-перевозчиками. Компьютер может дать любую справку специалистам по организации движения, учесть количество обслуженных льготников.
...Подхожу к экрану дисплея. Строки с номерами рейсов имеют разный цвет. Если билеты на рейс проданы, цвет строки на экране изменяется. На диаграмме каждого маршрута видна его роль в общих перевозках. В 2001 году количество льготников среди всех пассажиров составило по всей области 64%, ветеранов - 22%, инвалидов - 5%, чиновников - 3%, а военных - 2%.
В будущем система объединит все автостанции Вологодской области в единую сеть, что позволит обеспечить полный контроль над пассажирскими перевозками, отследить пассажиропотоки и исполнение расписания. В самой Вологде основной перевозчик населения - троллейбус. Это объясняется тем, что здесь сохранилось свое производство этой техники - Вологодский механический завод. На улицах встречаются также `Шкоды`, `ЗиУ` и сочлененные троллейбусы австрийского производства.
- Обратите внимание на организацию пассажирских перевозок, - говорит председатель комитета по транспорту и связи правительства Вологодской области Владимир Кравчук. - Предприятие `Вологдаэлектротранс` в 1993 году преобразовано в акционерное общество. Это пока единственный пример для России. Рентабельность перевозок доходит до 83%.
В Вологодской области принят закон `Об организации пассажирского обслуживания`. Он предусматривает, в частности, и привлечение частников, а это один из способов решения проблем городского общественного транспорта. В Череповце на городских маршрутах задействовано 160 частных автобусов, они объединены предприятиями-организаторами.
В Вологде намерены перенять этот опыт. Сейчас в областном центре работают 70 частников на 28 маршрутах. Их контролируют четыре фирмы. Однако перевозчик может самостоятельно выбирать организатора, с которым он будет сотрудничать.
Проезд на `тэшках` стоит столько же, сколько и на социальных маршрутах, но частников это устраивает. За счет отсутствия льготников частник получает прибыль, в то время как на социальных маршрутах ее нет.
Социальные маршруты в Вологде обслуживают немецкие `мерседесы`, полученные по линии МБРР благодаря федеральной программе `Развитие городского пассажирского транспорта`, а также старенькие МАN, Skania, `Икарусы`.
- Рынок транспортных услуг должен быть регулируемым, - считает В. Кравчук. - Тогда мы избежим шоковой терапии.
|