Экспериментальным плацдармом для испытания новых экономических и социальных технологий в бывшем СССР традиционно были балтийские республики. Спустя 5-10 лет отраслевые моделеобразующие решения, внедренные в них, начинают применять в России, зачастую на западных территориях. Пионером реформ в энергетике, в частности на Северо-Западе, стала Псковская область
Несколько лет Псковская областная администрация находилась в противостоянии с Псковэнерго. Причины: галопирующий рост энерготарифов, осложняющий развитие и без того депрессивной промышленности, отсутствие энергоснабжения в населенных пунктах, удаленных от магистральных линий. Тем не менее Псковэнерго продолжало шоковую терапию по образцу балтийских соседей.
В 2002 году жители области платят 92 копейки за 1 кВт.ч, осенью тариф увеличится в связи с затратами на реконструкцию энергохозяйства области.
Гендиректор ОАО `Псковэнерго` Вениамин Пинхасик не намерен внимать рекомендациям экономического комитета облсобрания, настаивающего на снижении тарифов и финансировании ремонта из внутренних резервов ОАО.
В энергетическом комплексе Псковской области - пять предприятий, ведущим является Псковская ГРЭС. Два действующих энергоблока станции вырабатывают по 215 МВт. Загрузка всех четырех блоков позволила бы выйти на мощность 860 МВт и довести объем экспорта электронергии в Белоруссию, Эстонию, Латвию, Калининградскую область до 215 МВт. Однако до сих пор не сдан в эксплуатацию третий энергоблок.
Физический износ оборудования энергопредприятий и сооружений области близок к 70%. Все это, по словам руководства Псковэнерго, обязывает его не только повышать тарифы, но и отказаться от своей доли акций Псковской ГРЭС. 50% акций в равных долях сохранят за собой РАО `ЕЭС` и Газпром, на вторую половину претендует стратегический зарубежный инвестор, в привлечении которого участвует и администрация области.
В этих действиях прослеживаются аналогии с западными соседями: привлечение иностранного капитала в стратегические отрасли (энергетика, коммуникации) в балтийском варианте уже ликвидировало национальную промышленность.
Однако на недавнем совещании энергетиков Северо-Запада РФ реформа, проводимая Псковэнерго, была одобрена как показательный пример.
По оценке руководства РАО `ЕЭС`, Псковская область - одна из немногих в России, где благодаря деловому альянсу областной администрации в лице губернатора и менеджмента Псковэнерго использован `экономически обоснованный` тариф для населения, снизивший платежную нагрузку на промышленность, и таким образом почти ликвидировано перекрестное субсидирование. В области урегулировали проблемы перепродажи энергии, что должно повысить надежность энергоснабжения.
Противостояние стратегической отрасли и местной власти закончилось мировой, то есть реформой, которая в масштабах страны, по расчетам главы РАО `ЕЭС` Анатолия Чубайса, должна завершиться в 2006 году.
Население и хозяйствующие субъекты слабо представляют цели и задачи энергореформы, она дается им в ощущениях роста тарифов, а следовательно, потребительских цен.
Реструктуризация региональной энергосистемы, по словам В. Пинхасика, не предусматривает приватизацию электросетей, они останутся в монополии государства. Гарантирующий поставщик энергии должен находиться на территории области, продолжится ликвидация посреднических структур, перераспределяющих энергию.
В реформе продекларирована сбалансированность тарифов, обеспечивающая самофинансирование энергосистемы, а также сделана ставка на привлечение долгосрочных кредитов.
Псковский опыт шокового повышения тарифов позволил еще 15 российским регионам отказаться от перекрестного субсидирования и уменьшить тарифную нагрузку на промышленность. Псковские энергетики приглашены в РАО `ЕЭС` для разработки методики расчета тарифов на услуги электросетей.
Ход псковской показательной энергореформы население и хозяйственные структуры ощутят на себе в сентябре - с началом отопительного сезона и новым витком тарифов.
Возможно, элементом, балансирующим энергореформу, послужит областная программа энергосбережения на 2002-2006 гг., где предусмотрены перевод котельных на альтернативные (дешевые) виды топлива, строительство малых ГЭС и снижение удельного потребления энергоресурсов на душу населения.
|