Петербург в последнее время все чаще называют центром туризма. Логично, что в морском городе водный туризм должен быть заметной статьей дохода. Однако город на Неве к приему заморских гостей пока не готов
Прежде всего, об этом свидетельствует статистика въездного туризма. В 2000 году из общего объема гостей Петербурга и Лен-области доля тех, кто прибыл морским путем, составила 0,2%. Это всего 400 яхт и катеров, 200 из которых иностранные (то есть не больше тысячи человек). В 2001 году цифры почти не изменились.
Неготовность Петербурга развивать яхтенно-катерный туризм объясняется отсутствием яхтенных стоянок, соответствующих европейскому уровню. А ведь спрос на них довольно высок. Во-первых, объективно растет число частных маломерных судов. По данным Государственной инспекции по малым судам Петербурга, в 2001 году общий активный яхтенно-катерный флот насчитывал 4,2 тыс. единиц. Годовой абсолютный прирост флота маломерных судов в том же году составил 8%. Ежегодно растет число приобретаемых судов.
Во-вторых, в последнее время иностранные мореплаватели стали проявлять больший интерес к Петербургу и Ленобласти. Путешествуя, к примеру из Германии к берегам Скандинавии, немецкие яхтсмены не прочь погостить несколько дней в городе на Неве, полюбоваться его красотами.
Прогнозы экспертов тоже нельзя оставлять без внимания. По их оценкам, к 2007-2010 гг. предполагаемое число потребителей яхтенно-катерного туризма достигнет 100 тыс., активный маломерный флот возрастет до 7,5 тыс. Это означает, что дополнительно к уже имеющимся потребуется 3 тыс. баз-стоянок.
В то же время сегодня мест для стоянки в яхтенных портах в два раза меньше количества самих яхт. В Петербурге около 2,5 тыс. стояночных мест, из которых менее 350 предназначено для гостевых яхт, в Выборгском районе Ленобласти - 150 и 50 соответственно.
Яхтенных портов у нас катастрофически мало - всего 26. Их состояние оставляет желать лучшего, инфраструктура совершенно не развита. Только три базы-стоянки оборудованы душевыми, сбор твердых отходов обеспечивается в 6 портах, возможность для сбора отработанных льяльных вод вообще отсутствует. Ни о каком сервисе и говорить не приходится: ни один из яхтенных портов не оборудован стиральными машинами (один из важных элементов сервиса для туристов), а возможность заправить судно топливом есть вообще только в одном яхт-клубе...
Посмотрим, что у соседей. В той же Финляндии, вся площадь которой равна Петербургу и Ленобласти вместе взятых, насчитывается около 900 стоянок, 35 из них имеют голубой флаг. В Швеции их тоже 900, в Германии - 500. Даже Эстония заметно опережает нас не только по количеству яхтенных портов (больше 40), но и по развитию их инфраструктуры.
Помочь нам взялись специалисты TACIS. В июле 2000 года началась работа над проектом `Suportnet Russia: Устойчивое территориальное развитие сети яхтенных портов в регионе Балтийского моря. Интеграция России в Балтийскую сеть`. В состав его участников вошли федеральная земля Германии Мекленбург Передняя Померания, Петербург и Выборгский район Ленобласти. Недавно работа над проектом завершилась, и были обнародованы ее итоги.
Предложения разработчиков концепции развития включают ТЭО реконструкции шести яхтенных портов и строительство там причальных сооружений. Это в Петербурге - Ковш Галерного Фарватера, Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов на Петровском острове, Английская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта, Форт-Константин в Кронштадте, Морской клуб Выборга.
За основу разработки, естественно, взяты европейские стандарты и критерии. Прежде всего, наличие хороших подходов с моря, навигационная безопасность и туристская привлекательность. Обязательный набор услуг в яхтенном порту включает: безопасную швартовку, заправку топливом, ремонт-ные мастерские, медицинское обслуживание, банк с обменом валюты, кафе и другие достижения цивилизации.
Всего, по подсчетам разработчиков, в создание инфраструктуры яхтенно-катерного туризма в 2003-2008 гг. необходимо вложить около 50 млн евро. По мнению немецких экспертов, это меньшая часть всех возможных затрат, так как не нужно создавать дорогостоящие внешние водные ограждения, они уже есть.
Проект, предложенный TACIS, если, конечно, будет реализован, бесспорно, даст толчок развитию у нас яхтенно-катерного туризма. Дело за малым - найти желающих потратить на это свои деньги. По мнению специалистов TACIS, главным препятствием, влияющим на решение иностранных инвесторов вкладывать средства в этот проект, являются недостатки нашей нормативно-правовой базы, изобилующей ограничениями и запретами. Они хотят, чтобы на федеральном уровне были решены вопросы правовой, организационной, а также финансовой поддержки государства. И их стремления хорошо понятны...
|