Федеральная программа `Электронная Россия` создавалась для того, чтобы стимулировать рост экономики страны, совершенствовать управление страной и местное самоуправление на основе ускоренного внедрения информационных технологий. Однако выгоды от этого в основном пока что получают москвичи, а не российские регионы
В Комитете Совета Федерации РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности предложили оригинальный способ стимулирования предприятий: шире внедрять информационные технологии. Это предполагает расширение телекоммуникационного обмена данными между правительственными структурами и хозяйствующими субъектами. В этом плане задуман целый ряд проектов.
Ставится задача - добиться прозрачности правительственных структур, а также обеспечить широкому кругу граждан за умеренную плату доступ к ресурсам сети Интернет. А в конце декабря 2001 года утверждена программа электронного обмена данными между правительствами стран СНГ (решение подписали 10 стран СНГ, за исключением Узбекистана и Туркменистана).
Госзаказчиком-координатором выполнения программы определено Министерство связи Российской Федерации. Предполагается создание сети информационно-маркетинговых центров, которые предназначены для мониторинга экономических процессов, расширения национальных рынков сбыта и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Заметим, что создание аналогичных национальных центров в нашей стране предполагается в рамках федеральной программы `Электронная Россия`. Завершить ее запланировано к 2006-му.
Всего на эти цели выделяется 275 млн руб., из которых 38 млн руб. - в 2002 году. Проведен открытый конкурсный отбор ведущих подрядчиков. Головным исполнителем признан Институт системного анализа РАН. Сейчас идет отбор пилотных регионов для отработки базовых систем.
Еще один крупный проект, который получил финансирование в рамках программы `Электронная Россия`, - автоматизированный реестр (госрегистрация) населения, где должны фиксироваться все основные изменения в жизни граждан (их перечень определяется законом). Эта работа ведется с 1999 года под руководством Минсвязи РФ. Разработаны проектно-технические требования к такой системе.
Начаты работы в Москве, Петербурге и в Ханты-Мансийском автономном округе. В Москве, например, в базе данных уже есть сведения о более 4 млн человек. Подготовлены документы для принятия соответствующего закона о госреестре. Планируется учитывать постоянных жителей и иностранцев, временно проживающих на территории страны. Сюда же будут вноситься данные Министерства обороны и Министерства внутренних дел, а также ряда региональных служб.
С проектом создания государственного реестра населения стыкуется другой заметный проект - программа `Выборы`. Для ее разработки в конце 2001 года проведен тендер. Эта электронная система, кстати, также станет одним из каналов пополнения госреестра населения.
Не отстает от федеральных служб и правительство Москвы. В частности, неправительственная организация `Международная ассамблея городов стран СНГ` объединяет 38 крупнейших российских городов с 23-миллионным населением, включая Петербург.
Одна из задач - налаживание межрегиональных связей между государствами Содружества.
Руководитель секретариата ассамблеи Виталий Соколов считает, что одна из форм взаимодействия для встречного продвижения товаров, услуг и технологий - развитие электронного обмена данными между правительствами городов. В частности, для этого решено создать свой портал в Интернете.
На 5-й сессии ассамблеи, прошедшей в новой столице Казахстана - Астане, определились источники финансирования. Через полтора года уже стали видны первые результаты: налаживается обмен опытом и предложениями о сотрудничестве в сфере маркетинга. Выяснилось, что в этом плане много полезного можно подчерпнуть не только у маркетинговых служб Москвы, где их сеть особенно развита, но и в других крупных городах России и стран СНГ.
Не менее результативным оказалось знакомство с тем, как городские власти осуществляют инновационные проекты в управлении муниципальным хозяйством.
Основные проблемы - создание коммуникационных систем, способных обрабатывать массивы данных, и стыковка их в общую сеть. Однако осуществление таких проектов создает основу для организации доступа к правительственной информации широких слоев общественности.
Другая сложность - организация информационного сопровождения межрегиональных решений, включая обзор нормативно-правовой базы и статотчетность. Без этого контроль за их выполнением, как правило, неэффективен.
Однако кто выбран координатором развития этого проекта? ГУ `Межрегиональный информационный деловой центр`, созданный правительством Москвы. Оно же ведет разработки программного обеспечения обмена данными и деловой кооперации между городами -участниками ассамблеи...
|