Сегодня в РФ 156 тыс. км скоростных железнодорожных магистралей. Безопасность движения по ним во многом зависит от качества рельсов и прочности их соединений. С применением специальных легированных рельсов требования к качеству сварки и диагностике сварочных агрегатов ужесточились
Выпускаемые на Украине рельсосварочные машины имеют существенный конструктивный недостаток. В них неудачно скомпонована электрическая часть: чтобы произвести текущее обслуживание сварочного трансформатора, его приходится разбирать, поскольку нет доступа к внутренним органам агрегата. Существующая конструкция провоцирует аварийные ситуации и затрудняет ремонт.
Этот и другие недостатки действующих рельсосварочных машин были учтены при разработке новых комплексов для контактной стыковой сварки рельсов, к которой по заданию МПС РФ приступил Псковский завод тяжелого электросварочного оборудования (ТЭСО).
В 2000 г. в промышленную эксплуатацию была поставлена базовая модель серии МСР-6301 для сварки деталей стрелочных переводов-остряков с сечением рельса Р65, испытывающих дополнительную упругую деформацию в горизонтальной плоскости.
В июне текущего года экс-пертная комиссия МПС подписала акт о внедрении в эксплуатацию на Куйбышевской ж/д второй рельсосварочной машины МСР-6301. Эксплуатационщики и производители сошлись в оценках относительно преимуществ новой техники и ее актуальности для перевооружения рельсосварочных производств России и СНГ.
Помимо конструктивных преимуществ, обеспечивающих регулярность текущего обслуживания машины и снижающих угрозу аварий, в новом сварочном комплексе использована система оперативного контроля и управления на базе промышленного компьютера.
Как подчеркнул главный инженер завода ТЭСО Борис Сальников, програм-мное обеспечение создавалось с учетом технологических и энергетических особенностей сварочного процесса специально для контактной стыковой сварки, оно запатентовано.
Причем в программное обеспечение заложена функ-ция прогнозирования: по результатам предыдущих сварок рассчитываются математическое ожидание всех контролируемых параметров сварки и величина их разброса с достоверностью 95%.
По мнению главного инженера предприятия, применение современных сварочных технологий, в частности метода пульсирующего оплавления, а также использование в управлении комплексом современной элементной базы позволило создать ресурсосберегающую технологию: вдвое снижены энергозатраты и потребление металла.
Псковскому заводу ТЭСО чуть более 30 лет. Он создавался как единственный европейский гигант по разработке и производству тяжелой сварочной техники: машин для сварки газо- и нефтетруб диаметром до полутора метров листового проката, легких сплавов, предназначенных для аэрокосмической отрасли.
По профильной уникальности предприятие и сегодня остается единственным в России. Несмотря на многолетний простой, оно сохранило малоэксплуатированный станочный парк и интеллектуальные ресурсы (на заводе работают СКБ и предприятие по разработке и производству систем управления технологическим оборудованием).
С 1998 г. началось восстановление действующего производственного потенциала. Завод вышел на заданный уровень рентабельности, а доля тяжелой сварки в общей структуре производства приблизилась к 50%.
В прошлом году был выполнен первый после крушения российской промышленности экспортный заказ для металлургии Китая. Сейчас ТЭСО участвует в тендере на поставку оборудования в Индию.
Карагандинский металлургический комбинат закончил модернизацию производства на базе сварочных комплексов, разработанных и выпущенных на ТЭСО. Среди партнеров Псковского завода - ОАО `Северсталь`, Магнитогорский металлургический комбинат, строительные структуры Газпрома. На основе комплекса `Север-1`, не имеющего аналогов в мире, ТЭСО участвовал в модернизации строительства магистрального газопровода Иркутск-Шанхай (7000 км).
Заказчики отмечают, что сварочные комплексы ТЭСО - это машины нового поколения с современным управлением и гидравликой от ведущих западных производителей Bosch и Siemens.
В последние годы управление уникальным производством было вовлечено в отраслевой конфликт, что замедляло восстановление производственного потенциала. Конфликт исчерпан. С участием одного из акционеров - компании `Технология металлов` - ОАО `Псковский завод ТЭСО` будет развиваться как инте-грированное производство, с ориентацией на технологическое обеспечение стратегических отраслей промышленности, транспорта, строительства.
Уже сегодня выпускаются машины выпрямленного тока для оборонной отрасли, все чаще поступают заказы от аэрокосмической промышленности, ракетостроительных и вертолетных заводов.
Значительное место в текущих и перспективных планах ТЭСО, по мнению его директора Владимира Камышникова, занимает автомобилестроение. Впервые в странах СНГ на заводе разработали и внедрили технологию сварки оцинкованных заготовок для кузовных элементов новых моделей `АвтоВАЗа`.
Техническая модернизация предприятий автомобильного и железнодорожного транспорта - приоритетное направление Псковского завода тяжелого электросварочного оборудования. Техническое перевооружение предприятий автомобильного и железнодорожного транспорта - в числе приоритетных направлений Псковского завода тяжелого электросварочного оборудования.
|