Еще несколько лет назад каждый рабочий день председателя комитета финансов Ленин-градской области Александра Яковлева начинался с мучительных раздумий: где взять деньги? На его глазах под давлением ранее взятых и требующих возврата с процентами кредитов расползался региональный бюджет. Образовавшиеся в нем дыры приходилось в срочном порядке латать новыми кредитами, что только усугубляло тяжесть долгового бремени. Перед финансистами области маячила отнюдь не призрачная перспектива банкротства...
Эта напряженная пора поисков выхода из казалось бы безнадежной ситуации вспомнилась мне недавно во время встречи Александра Яковлева с управляющим одного из банков.
- Знаете, - сказал вице-губернатор Ленобласти, по-прежнему курирующий финансовую сферу, - а ведь по большому счету мы сегодня вполне можем обходиться без дополнительных кредитных вливаний. Если порой деньги и нужны, то на короткий срок, чтобы ликвидировать разрыв в поступлении бюджетных средств.
Новая - я бы назвал ее рациональной - кредитная политика стала одним из тех `тягачей`, которые позволили дружной команде губернатора Валерия Сердюкова вытащить область из уже разверзшейся было долговой пропасти, обеспечить рачительное управление бюджетом, стабилизировать финансовую ситуацию.
Помогать, но как?
Еще недавно, впрочем не только в области, но и во всей России, была в ходу такая практика. Руководители хозяйств, оказавшихся в трудном экономическом положении, не задумываясь брали банковские кредиты.
Областное правительство, как водится, подставляло им свое плечо в виде гарантий под выдачу денежных средств. Происходило это, как правило, без привлечения к решению вопроса специалистов комитета финансов. Время показало: нередко вместо плеча подставленной оказывалась голова.
Как, увы, водится в нашем Отечестве, с возвратом заимствованных средств дело обстояло хуже, чем с их привлечением. Заместитель председателя комитета финансов Ян Новиков рассказал, к примеру, что более двухсот предприятий агропромышленного комплекса, получивших кредиты еще в 1992 - 1994 гг., так и не рассчитались с долгами, причем часть этих фирм обанкротилась. Даже спросить не с кого. Зато долговые обязательства веригами `повисли` на поручителе - правительстве Ленобласти.
Такой порядок, а точнее беспорядок, наносил удар прежде всего по областной казне. Страдал и престиж администрации, перед которой ребром встал вопрос: помогать хозяйствам надо, но как?
Предстояло многое менять в столь щекотливой сфере, как обеспечение кредитования хозяйственных субъектов. И тогда комитет финансов взял на себя
функции своего рода оценщика степени необходимости и риска предоставления правительственных гарантий под привлечение кредитов.
Именно он, например, недавно выносил на суд Законодательного собрания области вопрос о таких гарантиях при выделении кредита в 30 млн руб., необходимого для завершения строительства Киришского стекольного завода, о чем уже сообщала наша газета.
Предприятие обещает стать довольно крупным налогоплательщиком в бюджет, и, учтя все обстоятельства, администрация области сочла возможным пойти ему навстречу. Куда более гибко и эффективно, чем прежде, оказывается теперь поддержка получателям кредитов в сельхозсекторе. Здесь следует остановиться на очень интересном совместном проекте Сбербанка и правительства Ленобласти. Суть его в том, что первый из участников достигнутого соглашения предоставляет сельхозпредприятиям кредиты, а второй, в случае их своевременного возврата, готов компенсировать часть расходов по покрытию процентной ставки.
Таким образом, реальная ставка для аграриев будет колебаться всего лишь в пределах 5-8% годовых, что, без-условно, по средствам даже среднему хозяйству.
В агропромышленном комплексе подобный механизм кредитования вызвал неподдельный интерес. Достаточно сказать, что только в I полугодии Сбербанк выдал сельхозпроизводителям кредиты на сумму 187 млн руб.
Как следствие - правительству области пришлось при поддержке депутатов ЗС вносить поправку в соответствующую бюджетную статью, с тем чтобы увеличить ранее предусмотренную сумму компенсаций с 25 до 30 млн руб.
Механизм `кредит-возврат-частичная компенсация` наверняка станет хорошим стимулом дальнейшего развития агрокомплекса области, который уже сегодня достаточно высоко котируется на российском сельскохозяйственном рынке.
Добрая примета - наполнение бюджета
В финансовой сфере все взаимосвязано. Правительство области, убедившись на собственном опыте, что бюджет не `резиновый`, стало очень аккуратно и осторожно подходить к потоку бесконечных просьб с мест: бросить средства туда, кинуть деньги на то, разрубить финансовый узел там.
Правительство предпочитает больший, чем другие области, процент средств оставлять самим муниципалам: пусть учатся самостоятельно решать многие проблемы.
`Священную корову` бюджета лучше не растаскивать по кускам в разные стороны, а использовать на целевые программы, решение важных социальных задач, оздоровление экономики области в целом. Такая позиция предопределила принципиально новое отношение к бюджету: не раздавать всем сестрам по серьгам, а финансировать приоритетные сферы и направления. Это - с одной стороны.
А с другой - бюджет стал интенсивнее пополняться за счет инвесторов, для которых был создан льготный режим налогообложения. За примерами далеко ходить не надо: нынешний летний сезон выглядит как парад открытия ряда промышленных объектов и предприятий на территории области. А в перспективе все это означает приток финансов в областной бюджет.
В нынешнем году область не получала государственных дотаций - это означает, что кредитование может стать инструментом развития. Формируются благоприятные условия для восстановления кредитной `вертикали`, в которой по долговым обязательствам своевременно платили бы все, или хотя бы многие. Пример здесь тоже показало правительство области.
Заместитель председателя комитета финансов Ян Новиков отметил, что на сегодня задолженность области по прямым кредитам уменьшилась практически вдвое. Четко определен и неукоснительно выполняется график погашения синдицированного кредита, в свое время чуть не потопившего бюджетный корабль области.
В нынешнем году будет возвращено кредиторам в общей сложности $13 млн, в следующем - $17 млн и в 2004-м - еще $10 млн.
Достигается это не методом сокращения долгов по одному кредиту за счет привлечения другого, а, образно говоря, путем использования дивидендов от грамотной финансовой, в том числе и кредитной, политики.
В правительстве до сих пор окончательно не решен вопрос даже о том, выпускать ли предусмотренную бюджетом нынешнего года очередную эмиссию областного займа?
Есть мнение, что текущие финансовые и экономические проблемы Ленобласть может решить и без нее. К тому же ранее выпущенные облигации займа котируются на финансовом рынке выше номинала.
Все это говорит о многом. Нормализуется весь финансовый оборот. Деньги в области как бы меняют свое целевое назначение, превращаясь из привычного `спасательного круга` в двигатель процесса реформирования экономики Ленинградской области.
...Рабочий день вице-губернатора Александра Яковлева теперь начинается не как бывало - с лихорадочных телефонных звонков и поисков финасовой подпитки бюджета, а нередко с оперативного просмотра свежих финансовых новостей на страницах газет. Это красноречивее всяких слов и цифр убеждает меня в том, что на областном Олимпе все спокойно.
|