Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Новая логистика - это хорошо забытая старая - ЭиВ N 26 (413)
ТРАНСПОРТ
Новая логистика - это хорошо забытая старая
No. 26 (413) 08.07.2002
Борис УШАКОВ
У транспортных компаний наметились неплохие перспективы для развития электронной торговли. Это подтверждается и опытом западных стран. По прогнозам, к 2005 году обороты он-лайновой логистики в Европе составят 133 млрд евро



Сегодня клиента интересует не только, как перемещается груз по российским стальным магистралям, но и что происходит с ним во время перевалки в порту, а также движение в дальнейшем на морском судне или на автомобиле. Для этого он обращается в логистический центр. Чем их появляется больше, тем лучше: больше выбор для определения оптимального маршрута грузоперевозок.

Однако пока что в целом по уровню логистического сервиса в России отстают не только от западных стран, но и от ближайших соседей по Балтике. Страна большая, а в ней нет ни одного солидного регионального информационно-логистического центра.

Для развития региональной логистики должны сложиться определенные предпосылки. Во-первых, у клиентуры появляется потребность в реструктуризации системы сбыта и удешевлении издержек, связанной с ней, в том числе с транспортной составляющей. Только тогда возникает желание заниматься смешанными перевозками.

Такая реструктуризация невозможна без солидных затрат в информационные технологии. Поэтому на предприятиях появляются автоматизированные системы документооборота, учета и контроля, к которым постепенно добавляются модули для обслуживания транспортировок.

Во-вторых, обостряющаяся конкуренция среди перевозчиков, стивидоров и экспедиторов заставляет их улучшать сервис. А это опять-таки требует затрат на телекоммуникации. Все эти процессы подталкивают к появлению корпоративных логистических служб.

На первом этапе корпоративная логистика способна сэкономить до 20% издержек, связанных со сбытом продукции. Но при дальнейшем развитии систем затраты на информационные технологии возрастают быстрее, чем ожидаемый от них эффект. И на каком-то этапе пользователи убеждаются, что в одиночку развивать подобные системы невыгодно.

Для оптимизации затрат это лучше делать в складчину. Вот тогда и появляется потребность в координации сначала на региональном, а потом на межрегиональном уровне. И здесь потребуются услуги консультантов.

Если их проекты успешно внедряются, то группа компаний без особых усилий стыкует свои сети и создает общие базы данных (с доступом в пределах, установленных по соглашению сторон).

Как видите, за рубежом сначала возникали информационные потоки, лишь потом для их координации вкладывались инвестиции в региональную логистику. В России сначала хотели все `оцифровывать` транспортный рынок `сверху`. Постановление Правительства РФ N 1319 от 01.12.94 предписывало создание АО `Российские информационные центры` с главным офисом в Москве и сетью информационно-логистических центров в крупных перевалочных узлах международных транспортных коридоров.

В Петербурге, в частности, должен был появиться центр `Балтика` для обслуживания 9-го коридора (Северные страны - Центр России - Юг). Не получилось: в 1996 году стало окончательно ясно, что у Минтранса РФ на этот проект не оказалось средств.

По аналогичной причине, кстати, застопорилось и появление регионального информационно-логистического центра, создаваемого параллельно при участии администрации Петербурга.

Ситуация на рынке изменилась. Ощущается рост спроса на логистические услуги. И вот теперь несбывшиеся планы реанимированы и обновлены. Минтранс намерен воспользоваться ресурсами Министерства путей сообщения России, чтобы создать сеть региональных логистических центров и закольцевать ее через ГИВЦ МПС.

Стартовать предполагается в Петербурге на базе информационно-вычислительного центра Октябрьской железной дороги, где уже налаживается взаимодействие с ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`. Это поможет скоординировать действия участников перевозочного процесса (портовиков, железнодорожников, грузовладельцев) сначала петербургского транспортного узла, а потом и Северо-Запада РФ.

В результате ожидаются сокращение простоев вагонов на подходах к российским морским портам и оптимизация распределения грузопотоков на них.

По мнению руководства ИВЦ Октябрьской железной дороги, создаваемый логистический центр Северо-Запада может стать модельным для других магистралей. В принципе, установить компьютерное и телекоммуникационное оборудование несложно. Но вот как привлечь к нему клиентов, чтобы окупить расходы?

Опыт 1994-1996 гг. показывает, что предприниматели неохотно идут на информационный обмен с госструктурами, опасаясь риска попасть под их административное давление. Поэтому ряд специалистов в МПС полагает, что логистические центры в виде государственных организаций вряд ли себя оправдают. Это должны быть частные компании, представляющие госинтересы...

Как тут не вспомнить идею создания АО `Российские информационные центры`! Заметим, что соответствующее правительственное постановление никто не отменял...

Впрочем, не стоит забывать, что, как и пять лет назад, у российских железнодорожников в Петербурге есть на Северо-Западе и конкуренты.

Свой вариант предлагают в Северо-Западном таможенном управлении. Ведь у СЗТУ есть логистический центр. В принципе, на его основе можно тоже наладить координацию между участниками процесса транспортировок. Правда, возможностей у СЗТУ меньше, чем у железнодорожников.

Не похоронили идею создания своего информационного центра по логистике и в администрации Петербурга. Сейчас работы в этом направлении активизировались. Фирма `Ардис` обзаводится оборудованием и разрабатывает программное обеспечение логистического сервиса.

В компании `Ардис` запатентован продукт для мониторинга транспортного рынка `ТриАда`. Велась работа в рамках программы `ЕвроРоссия` и по линии TACIS (пилотный проект облегчения российско-финского сотрудничества).

Просматривается линия взаимодействия с логистическим центром таможни и ряда компаний, имеющих свои логистические сети (`Посейдон`, `Балтийские транспортные системы`, `Тимлайн`, `Финлайн`), а также с системой контроля за перемещением контейнеров в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`.

Больше претендентов на роль координатора региональных транспортных цепочек в Петербурге как будто бы нет. Заметим, что в той же Эстонии, где гораздо дальше продвинулись в сфере информационных технологий, пока тоже не горят желанием тратить средства на региональную логистику, хотя эстонцы и не отрицают целесообразности их появления.

Говорят, что просто время для таких проектов в их маленькой стране еще не настало. У них всего 135 предприятий используют те или иные элементы логистического сервиса.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru