У транспортных компаний наметились неплохие перспективы для развития электронной торговли. Это подтверждается и опытом западных стран. По прогнозам, к 2005 году обороты он-лайновой логистики в Европе составят 133 млрд евро
Сегодня клиента интересует не только, как перемещается груз по российским стальным магистралям, но и что происходит с ним во время перевалки в порту, а также движение в дальнейшем на морском судне или на автомобиле. Для этого он обращается в логистический центр. Чем их появляется больше, тем лучше: больше выбор для определения оптимального маршрута грузоперевозок.
Однако пока что в целом по уровню логистического сервиса в России отстают не только от западных стран, но и от ближайших соседей по Балтике. Страна большая, а в ней нет ни одного солидного регионального информационно-логистического центра.
Для развития региональной логистики должны сложиться определенные предпосылки. Во-первых, у клиентуры появляется потребность в реструктуризации системы сбыта и удешевлении издержек, связанной с ней, в том числе с транспортной составляющей. Только тогда возникает желание заниматься смешанными перевозками.
Такая реструктуризация невозможна без солидных затрат в информационные технологии. Поэтому на предприятиях появляются автоматизированные системы документооборота, учета и контроля, к которым постепенно добавляются модули для обслуживания транспортировок.
Во-вторых, обостряющаяся конкуренция среди перевозчиков, стивидоров и экспедиторов заставляет их улучшать сервис. А это опять-таки требует затрат на телекоммуникации. Все эти процессы подталкивают к появлению корпоративных логистических служб.
На первом этапе корпоративная логистика способна сэкономить до 20% издержек, связанных со сбытом продукции. Но при дальнейшем развитии систем затраты на информационные технологии возрастают быстрее, чем ожидаемый от них эффект. И на каком-то этапе пользователи убеждаются, что в одиночку развивать подобные системы невыгодно.
Для оптимизации затрат это лучше делать в складчину. Вот тогда и появляется потребность в координации сначала на региональном, а потом на межрегиональном уровне. И здесь потребуются услуги консультантов.
Если их проекты успешно внедряются, то группа компаний без особых усилий стыкует свои сети и создает общие базы данных (с доступом в пределах, установленных по соглашению сторон).
Как видите, за рубежом сначала возникали информационные потоки, лишь потом для их координации вкладывались инвестиции в региональную логистику. В России сначала хотели все `оцифровывать` транспортный рынок `сверху`. Постановление Правительства РФ N 1319 от 01.12.94 предписывало создание АО `Российские информационные центры` с главным офисом в Москве и сетью информационно-логистических центров в крупных перевалочных узлах международных транспортных коридоров.
В Петербурге, в частности, должен был появиться центр `Балтика` для обслуживания 9-го коридора (Северные страны - Центр России - Юг). Не получилось: в 1996 году стало окончательно ясно, что у Минтранса РФ на этот проект не оказалось средств.
По аналогичной причине, кстати, застопорилось и появление регионального информационно-логистического центра, создаваемого параллельно при участии администрации Петербурга.
Ситуация на рынке изменилась. Ощущается рост спроса на логистические услуги. И вот теперь несбывшиеся планы реанимированы и обновлены. Минтранс намерен воспользоваться ресурсами Министерства путей сообщения России, чтобы создать сеть региональных логистических центров и закольцевать ее через ГИВЦ МПС.
Стартовать предполагается в Петербурге на базе информационно-вычислительного центра Октябрьской железной дороги, где уже налаживается взаимодействие с ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`. Это поможет скоординировать действия участников перевозочного процесса (портовиков, железнодорожников, грузовладельцев) сначала петербургского транспортного узла, а потом и Северо-Запада РФ.
В результате ожидаются сокращение простоев вагонов на подходах к российским морским портам и оптимизация распределения грузопотоков на них.
По мнению руководства ИВЦ Октябрьской железной дороги, создаваемый логистический центр Северо-Запада может стать модельным для других магистралей. В принципе, установить компьютерное и телекоммуникационное оборудование несложно. Но вот как привлечь к нему клиентов, чтобы окупить расходы?
Опыт 1994-1996 гг. показывает, что предприниматели неохотно идут на информационный обмен с госструктурами, опасаясь риска попасть под их административное давление. Поэтому ряд специалистов в МПС полагает, что логистические центры в виде государственных организаций вряд ли себя оправдают. Это должны быть частные компании, представляющие госинтересы...
Как тут не вспомнить идею создания АО `Российские информационные центры`! Заметим, что соответствующее правительственное постановление никто не отменял...
Впрочем, не стоит забывать, что, как и пять лет назад, у российских железнодорожников в Петербурге есть на Северо-Западе и конкуренты.
Свой вариант предлагают в Северо-Западном таможенном управлении. Ведь у СЗТУ есть логистический центр. В принципе, на его основе можно тоже наладить координацию между участниками процесса транспортировок. Правда, возможностей у СЗТУ меньше, чем у железнодорожников.
Не похоронили идею создания своего информационного центра по логистике и в администрации Петербурга. Сейчас работы в этом направлении активизировались. Фирма `Ардис` обзаводится оборудованием и разрабатывает программное обеспечение логистического сервиса.
В компании `Ардис` запатентован продукт для мониторинга транспортного рынка `ТриАда`. Велась работа в рамках программы `ЕвроРоссия` и по линии TACIS (пилотный проект облегчения российско-финского сотрудничества).
Просматривается линия взаимодействия с логистическим центром таможни и ряда компаний, имеющих свои логистические сети (`Посейдон`, `Балтийские транспортные системы`, `Тимлайн`, `Финлайн`), а также с системой контроля за перемещением контейнеров в ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`.
Больше претендентов на роль координатора региональных транспортных цепочек в Петербурге как будто бы нет. Заметим, что в той же Эстонии, где гораздо дальше продвинулись в сфере информационных технологий, пока тоже не горят желанием тратить средства на региональную логистику, хотя эстонцы и не отрицают целесообразности их появления.
Говорят, что просто время для таких проектов в их маленькой стране еще не настало. У них всего 135 предприятий используют те или иные элементы логистического сервиса.
|