На заседании одного из `круглых столов` на VI Петербургском экономическом форуме замминистра транспорта России Борис Новосельцев подчеркнул, что российская система грузоперевозок должна развиваться адекватно спросу на эти услуги. Это, очевидно, означает, что необходим постоянный мониторинг состояния всего транспортного комплекса страны
Сегодня одним из важнейших направлений считается укрепление морской составляющей, в первую очередь российских портов и судостроения.
Однако, указал Б. Новосельцев, важно при этом не забывать строить дороги. Ведь именно на автомобильные трассы в последнее время сильнее всего увеличились нагрузки - на 78%, при этом интенсивность движения выросла в среднем на 26%. В результате 20% магистралей страны перегружены.
Первый заместитель министра путей сообщения России Владимир Якунин добавил, что при развитии национальной транспортной системы не стоит упускать из вида интеграцию с соседними странами. Должна быть обеспечена скоординированная тарифная политика на территории стран СНГ, также необходимо наладить взаимодействие для снятия излишних административных барьеров на границах.
По статистике, основную долю грузооборота в России по-прежнему обслуживают российские железные дороги. В 2001 году по ним перевезено 16 млн тонн транзита, при этом потенциал стальных магистралей оценивается в 20-30 млн тонн в год.
Вместе с морским транспортом доля экспортных грузов, доставленных по железным дорогам, составила 41% - почти столько же, сколько отправлено нефтепродуктов по `трубе` (43%). Причем половина железнодорожного и морского экспорта идет сейчас через российские порты.
Стальные магистрали обслуживают и значительную часть отечественного импорта - в основном это алюминиевая руда, продукция машиностроения и нефтепродукты.
Участники `круглого стола` поддержали основные тезисы аналитического доклада, представленного Советом Федерации `Вызовы XXI века и экономическое развитие России`.
В докладе шла речь о выявлении угроз регионализации, которая была вызвана, в частности, кризисом общефедеральной транспортной инфраструктуры.
Были выдвинуты некоторые инициативы по развитию транспортного комплекса страны для обслуживания увеличивающихся грузопотоков и разрешения проблем, связанных с безопасностью РФ.
Одна из таких угроз - расчленение целостности России. Начало этому процессу положила попытка ввести дополнительные административные барьеры в Калининградской области.
Вторая угроза - перевод России в разряд сырьевых придатков мировой экономики.
Опасность представляет также и то, что усиливается контроль других государств за западными сухопутными границами нашей страны и морскими выходами через два моря: Балтийское и Черное.
Для противостояния этим угрозам России нужна общая стратегия развития как одной из держав - мировых лидеров.
Требуется также глобальная инвестиционная стратегия, базирующаяся преимущественно на внутренних инвестиционных источниках, с учетом накопившегося за последние годы эмиссионного резерва независимо от зарубежных инвестиционных и эмиссионных центров и спекулятивного капитала на мировых финансовых рынках.
Должна быть выработана и тарифная энергетическая стратегия для поворота энергоресурсов страны на первоочередное обслуживание экономики и социальной сферы России с учетом того, что цены на энергоносители являются основанием всей ценовой системы рыночной экономики.
Отсюда вытекают и основные постулаты тарифной политики на транспорте: она должна включать в себя активное участие государства при выработке приоритетов развития транспортного комплекса Российской Федерации для усиления интеграции регионов российской Азии с европейской частью страны.
Наконец, пора ускорить совершенствование законодательства с целью сбалансированного развития транспортного комплекса и транспортного машиностроения.
Доля российских регионов
в обслуживании экспортных грузопотоков
по железным дорогам - участие в формировании экспорта и в распределении импорта
в 2001 году (млн тонн)
Регион Экспорт Импорт
Северо-Запад РФ 19 5
Урал 6 49
Центр РФ 24 17
Приволжье 14 4
Юг РФ 7 6
Сибирь 24 14
Дальний Восток 6 1
|