Без площади Искусств представить Петербург невозможно. В программе празднования трехсотлетия города она занимает одно из центральных мест. Весь 2001 год площадь представляла собой стройплощадку...
Известно определение архитектуры как застывшей музыки. Поэтому сравнение Карла Росси с Моцартом выглядит высшей похвалой. А таких шедевров на площади Искусств, появившейся в Петербурге в 20-30-х годах ХIХ столетия благодаря таланту этого архитектора, более чем достаточно. На площади находятся Театр оперы и балета имени Мусоргского, Театр музкомедии, Большой зал Петербургской филармонии имени Шостаковича, возрожденный музыкальный салон Вильегорских. Ее главная архитектурная доминанта - Михайловский дворец, построенный для великого князя Михаила Павловича. Ради него Росси и сформировал площадь.
Первоначальное имя площади - Михайловская - вряд ли вернется. Да и ни к чему. Современное, присвоенное в 1940 году, подходит как нельзя лучше. В Михайловском дворце располагается Русский музей, рядом с ним - Российский этнографический музей, у Театра оперы и балета - Музей-квартира Исаака Бродского, `придворного` советского живописца, в коллекции которого картины и рисунки известных русских художников...
Ансамбль площади формировался постепенно, но изначально все здесь было подчинено плану Росси. Мощный аккорд, заданный творцом Михайловского дворца, продолжали другие архитекторы. Последняя пустота после сноса в год двухсотлетия города дома бывшего городского головы Ивана Жербина была заполнена перед Великой Отечественной войной. По проекту выдающегося советского зодчего Ноя Троцкого и Тамары Каценеленбоген было построено школьное здание, тактично вписанное в существующую застройку. Сейчас здесь расположена гимназия при Русском музее.
После войны по инициативе главного архитектора города Николая Баранова начались работы по устранению излишеств, появившихся на рубеже ХIХ - ХХ вв. и исказивших облик площади. Убрали выступ со здания Филармонии, по проекту Ивана Капцюга фасады домов, ведущих от Невского проспекта к площади Искусств, приблизили к россиевским. Был реконструирован сквер, создававшийся также по замыслу Росси. Архитектурный ансамбль завершил памятник Пушкину работы Михаила Аникушина, установленный в 1957 году, к 250-летию Ленинграда. Не удивляйтесь, ошибки нет, в год смерти Сталина ни о каком юбилее колыбели революции речи быть не могло, и его отложили на четыре года. К трехсотлетию северной столицы площадь Искусств предстанет во всей красе. Только что завершился очередной этап ее реконструкции. Свое имя в историю одной из красивейших площадей в мире вписал и нынешний главный архитектор Петербурга Олег Харченко, выступивший куратором проекта Вадима Спиридонова и Елены Васильковской.
Собственно, сам проект отнюдь не грандиозен, но значимость его оценят и современники, и потомки. По образному выражению главного художника Петербурга Ивана Уралова, `безжизненное серое море асфальта, разлившегося по городу` безжалостно осушено, в смысле, замощено брусчаткой и гранитными плитами. Пока на этом конкретном участке. Вокруг сквера появились каменные тумбы-ограждения и четыре циклопические колонны, на которых впоследствии будут написаны имена муз - покровительниц различных видов искусств.
Незамощенным остался лишь небольшой участок рядом с Малым оперным театром. После завершения работ по замене асфальта камнем на Итальянской улице в Петербурге появится новая благоустроенная зона, которая соединит площадь Искусств с Манежной площадью и Малой Садовой улицей, уже ставшими любимыми местами отдыха горожан и гостей Петербурга.
Несмотря на то что мощение мостовых и проезжей части камнем и плитами казне обходится дороже, чем асфальтовое покрытие, `в самых важных местах города` руководство намерено и впредь переходить на камень, традиционный для `северного характера Петербурга`, как заверил Иван Уралов.
|