Атомный подводный флот России совсем молод. Всего лишь 50 лет назад началось - нет, не строительство, а лишь проектирование первой отечественной атомной подводной лодки К-3. Проект возглавлял главный конструктор Владимир Перегудов. Столетие со дня его рождения отмечают ныне вместе с этой датой в знаменитом КБ `Малахит`
Впрочем, торжественность момента несколько портит вопрос, тревожащий конструкторскую элиту: нужен ли сегодня России подводный флот? Вопрос далеко не праздный, поскольку ситуация с ВМФ Российской Федерации, увы, невеселая.
Флот пережил
четыре реформы...
Один из представителей `Малахита`, проанализировав историю Российского флота, пришел к выводу, что ВМФ с момента своего создания переживает сегодня пятую реформу. После поражения России в Крымской войне и поражения в Синопском сражении России вообще было запрещено иметь флот на Черном море.
Позже, когда в стране начались государственные реформы, взялись и за флот, который с парусников должен был полностью перейти на корабли с паровыми двигателями. Бюджет российской армии держался тогда на акцизах от продажи спиртных напитков.
Однако для перевооружения морского ведомства этого не хватало. После продажи Аляски средства нашлись. И в результате за 30 лет реформы был создан новый боеспособный флот, который снова разбили при Цусиме.
Вторая реформа проходила в течение Первой мировой войны, когда создавалась иная система боевого управления, строились линейные корабли. К 1917 году флот России по тем временам был довольно внушительным: 20 линкоров, столько же крейсеров, 146 эсминцев - всего 500 единиц.
После революции и до конца 1920-х годов флот фактически потеряли. Несколько лет молодое государство вообще не имело флота. Затем началась третья реформа, закончившаяся 22 июня 1941 года. На тот момент морские рубежи вместе с надводными кораблями охраняли уже 118 подводных лодок.
Реформе номер четыре положил начало Иосиф Сталин, который в 1952 году подписал постановление о строительстве атомного подводного флота России (а уже 03.07.58 К-3 дала первый ход). Так был определен магистральный путь развития советского флота. Задача, поставленная тогда перед ним, - при необходимости в одиночку (без помощи флотов возможных союзников) победить любой флот - была выполнена.
Переживет ли пятую?
У СССР появился самый мощный в мире ракетно-ядерный флот. Правда, средств на такую же серьезную техническую базу, которая могла бы поддерживать его в боеспособном состоянии, не хватало. А после августа 1991 года, когда флот (впрочем, как и другие рода войск) перестали финансировать, он просто начал угасать. Это, если хотите, пятая реформа. Численность кораблей сократилась в 3 раза, и процесс этот продолжается.
Сегодня существует концепция развития флота, состоящая из 4 этапов: три подготовительных и основной, который подразумевает очередное полное переоснащение морских сил.
Однако задачи, которые будут стоять перед подводниками, до сих пор не определены. А значит, неизвестно, какого типа лодки понадобятся.
К тому же если ситуация с сокращением флота не изменится, то ставить задачи будет просто некому. К 2013-2015 гг. подводный флот многоцелевых лодок может прекратить свое существование.
За последние 10 лет ни одна атомная подлодка не прошла среднего ремонта. Построена лишь одна достаточно современная многоцелевая субмарина `Гепард`. Строится еще одна, но до завершения работ пока далеко.
Причина стара, как мир, - нет средств. Первая наша атомная лодка стоила 17 млн руб., нынешние гораздо дороже. Работы по проектированию сокращаются, чахнут конструкторские бюро, редеют кадры.
Когда-то советская подлодка проекта 705 попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая в мире. Малого водоизмещения, очень маневренная, она могла уходить от американских торпед. Сейчас конструкторы вынуждены изыскивать пути удешевления своих проектов.
Это, как известно всем кораблестроителям в мире, можно сделать за счет экономии на скорости хода, глубине погружения, а также за счет сокращения целей или функций, которые способна выполнять лодка. Для этого потребуются новые разработки, а время от их начала до строительства самой лодки исчисляется годами, если не десятилетиями.
Однако, справедливости ради, стоит сказать, что аналогичные вопросы стоят сегодня и перед флотами других стран. Вот только весовые категории у нас неравные. У США, например, сегодня 57 многоцелевых лодок. Из них 51 - третьего поколения, 2 - четвертого. Заложена субмарина следующего, пятого, поколения. Она должна быть готова в 2004 году, после чего Штаты намерены в течение нескольких лет закладывать ежегодно по одной подлодке... |