Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Малахитовый юбилей - ЭиВ N 25 (412)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Малахитовый юбилей
No. 25 (412) 01.07.2002
Атомный подводный флот России совсем молод. Всего лишь 50 лет назад началось - нет, не строительство, а лишь проектирование первой отечественной атомной подводной лодки К-3. Проект возглавлял главный конструктор Владимир Перегудов. Столетие со дня его рождения отмечают ныне вместе с этой датой в знаменитом КБ `Малахит`



Впрочем, торжественность момента несколько портит вопрос, тревожащий конструкторскую элиту: нужен ли сегодня России подводный флот? Вопрос далеко не праздный, поскольку ситуация с ВМФ Российской Федерации, увы, невеселая.



Флот пережил

четыре реформы...



Один из представителей `Малахита`, проанализировав историю Российского флота, пришел к выводу, что ВМФ с момента своего создания переживает сегодня пятую реформу. После поражения России в Крымской войне и поражения в Синопском сражении России вообще было запрещено иметь флот на Черном море.

Позже, когда в стране начались государственные реформы, взялись и за флот, который с парусников должен был полностью перейти на корабли с паровыми двигателями. Бюджет российской армии держался тогда на акцизах от продажи спиртных напитков.

Однако для перевооружения морского ведомства этого не хватало. После продажи Аляски средства нашлись. И в результате за 30 лет реформы был создан новый боеспособный флот, который снова разбили при Цусиме.

Вторая реформа проходила в течение Первой мировой войны, когда создавалась иная система боевого управления, строились линейные корабли. К 1917 году флот России по тем временам был довольно внушительным: 20 линкоров, столько же крейсеров, 146 эсминцев - всего 500 единиц.

После революции и до конца 1920-х годов флот фактически потеряли. Несколько лет молодое государство вообще не имело флота. Затем началась третья реформа, закончившаяся 22 июня 1941 года. На тот момент морские рубежи вместе с надводными кораблями охраняли уже 118 подводных лодок.

Реформе номер четыре положил начало Иосиф Сталин, который в 1952 году подписал постановление о строительстве атомного подводного флота России (а уже 03.07.58 К-3 дала первый ход). Так был определен магистральный путь развития советского флота. Задача, поставленная тогда перед ним, - при необходимости в одиночку (без помощи флотов возможных союзников) победить любой флот - была выполнена.



Переживет ли пятую?



У СССР появился самый мощный в мире ракетно-ядерный флот. Правда, средств на такую же серьезную техническую базу, которая могла бы поддерживать его в боеспособном состоянии, не хватало. А после августа 1991 года, когда флот (впрочем, как и другие рода войск) перестали финансировать, он просто начал угасать. Это, если хотите, пятая реформа. Численность кораблей сократилась в 3 раза, и процесс этот продолжается.

Сегодня существует концепция развития флота, состоящая из 4 этапов: три подготовительных и основной, который подразумевает очередное полное переоснащение морских сил.

Однако задачи, которые будут стоять перед подводниками, до сих пор не определены. А значит, неизвестно, какого типа лодки понадобятся.

К тому же если ситуация с сокращением флота не изменится, то ставить задачи будет просто некому. К 2013-2015 гг. подводный флот многоцелевых лодок может прекратить свое существование.

За последние 10 лет ни одна атомная подлодка не прошла среднего ремонта. Построена лишь одна достаточно современная многоцелевая субмарина `Гепард`. Строится еще одна, но до завершения работ пока далеко.

Причина стара, как мир, - нет средств. Первая наша атомная лодка стоила 17 млн руб., нынешние гораздо дороже. Работы по проектированию сокращаются, чахнут конструкторские бюро, редеют кадры.

Когда-то советская подлодка проекта 705 попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая в мире. Малого водоизмещения, очень маневренная, она могла уходить от американских торпед. Сейчас конструкторы вынуждены изыскивать пути удешевления своих проектов.

Это, как известно всем кораблестроителям в мире, можно сделать за счет экономии на скорости хода, глубине погружения, а также за счет сокращения целей или функций, которые способна выполнять лодка. Для этого потребуются новые разработки, а время от их начала до строительства самой лодки исчисляется годами, если не десятилетиями.

Однако, справедливости ради, стоит сказать, что аналогичные вопросы стоят сегодня и перед флотами других стран. Вот только весовые категории у нас неравные. У США, например, сегодня 57 многоцелевых лодок. Из них 51 - третьего поколения, 2 - четвертого. Заложена субмарина следующего, пятого, поколения. Она должна быть готова в 2004 году, после чего Штаты намерены в течение нескольких лет закладывать ежегодно по одной подлодке...
Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru